Вперед в прошлое



Ни один аспект цифровой фотографии не вызывает столько горячих споров, как компьютерная обработка снимков.
На фотографических форумах ведутся многочисленные (и безрезультатные) «священные войны». Является ли снимок, в котором немного подправлены цвета и убраны дефекты, «честной» фотографией? Имеет ли право фотограф приукрашивать и изменять реальность с помощью компьютерных программ? Спорить об этом бесполезно, а вот знать и уметь пользоваться методами цифровой обработки необходимо, причем как ее сторонникам, так и противникам (хотя бы для того чтобы критиковать аргументированно). Неоспоримо одно: компьютерная обработка – мощный инструмент, который можно обернуть как во благо, так и во вред. Можно сделать снимок более выразительным – а можно, наоборот, его испортить. В любом случае этот вопрос заслуживает стать главной темой.
За свою 150-летнюю историю фотография претерпела множество изменений. Совершенствовалась техника, у фотографов появлялись новые методы и секреты, расширялись возможности влиять на конечное изображение. Любая старая фотография была привязана к своему времени. Сегодня, глядя на нее, мы можем с большой долей уверенности сказать, когда и чем был сделан этот снимок. Ведь и деревянная «павильонная» камера, и «Лейка», и камера-обскура, и «гармошка» «Москва-2» – все они вполне узнаваемы за счет особенностей рисунка, характерных технических огрехов и даже сюжетов (что снимешь «Лейкой» – то не снимешь большой деревянной камерой, и наоборот). Сегодняшняя цифровая фотография практически не привязана к конкретной технике: глядя на фотокарточку с почти идеальной четкостью и цветопередачей, не всегда можно с уверенностью сказать, снималась она «топовой» зеркалкой или аппаратом попроще, а то и вовсе цифровой «мыльницей», просто освещение было поставлено правильно. Это не говоря уже о том, чтобы угадать конкретную модель.

Сегодня «всемогущие и всепогодные» практически вытеснили пленочную фотографию, а от некоторых моделей камер остались лишь снимки в архивах. А иногда так хочется взять в руки белый квадрат только что выползшего из камеры полароидного снимка или пожелтевшую от времени карточку из фотоателье! И тут нам помогут современные методы цифровой обработки: они позволяют за сравнительно короткое время провести со снимками такие манипуляции, на которые в пленочной фотографии требовались часы работы, либо они в принципе были невозможны. Давай попробуем вернуться к прошлому и воссоздать некоторые характерные фотографии разных годов. Рассмотрим три примера. Возьмем фотокамеры «Полароид» и «ЛОМО-компакт», а также попытаемся воссоздать снимок, сделанный в фотоателье в начале XX века.

Снимки мгновений – моментально!

Ломография – фотожизнь «от бедра»!

Пожелтевшие воспоминания: архивы прошлого столетия…