Мат и глянец



За отчетный период (конец мая – июнь) я много путешествовал, удивлялся и снимал. По части съемок за деньги занимался, преимущественно, свадебными торжествами. С этой высокой целью удалось оказаться даже в дружественной Башкирии, где я трудился на одном из самых красивых и грамотно подготовленных праздников. Уезжал весь в слезах, нагруженный подаренным медом и гастрономическими воспоминаниями. Из удивительного видел, как человек хладнокровно расправился с тарелкой так называемой «фуа-гры» и цинично запил ее свежим кумысом. Настоящий мужчина!

Баянист, тамада, услуги
Отвлекаясь от радужных воспоминаний, хочу отметить, что чем мате рее фотограф, тем меньше он спешит проявить себя на такой, казалось бы благодатной ниве, как свадьба – дескать, неинтересно. Такое мнение я слышал не раз от самых разных людей. А теперь на собственном опыте понял, почему оно так – работа свадебного фотографа имеет столько тонкостей и несет столько неожиданностей, что порой возникает головная боль. А желание ввязываться в эту петрушку, наоборот – пропадает.

Я от Ивана Ивановича!
Поиск клиентуры – дело непростое. Значительный и одновременно отрадный для меня момент, что обращение «по рекомендации» – не редкость. И чем дальше, тем чаще.
Процесс знакомства с новыми клиентами прост и незамысловат. Например, звонит незнакомая барышня и приятным голосом сообщает: дескать, желаем вас пригласить для съемки, а порекомендовали вас такие-то граждане. У них мы посмотрели и на плоды вашей работы.
Все. Дальше нужно назначить встречу. Явиться на нее вовремя. С собой захватить компакт-диск с образцами фотографий. Дальнейшие переговоры вести жизнерадостно, досконально выясняя детали. Иногда можно
немного и обоснованно поторговаться, но ни в коем случае не жадничать.
Если проследить цепочку, то становится понятно: свадебные фотографии после свадьбы будут неоднократно просмотрены знакомыми, друзьями, родственниками. Картинки, вручаемые клиенту, я тщательно фильтрую, а потому радость от рассматривания местами переходит в восторг и аплодисменты, бурные и продолжительные. Ну, и естественно, кто-то из друзей или подруг, собираясь жениться, задает закономерный вопрос: а кто, собственно, этот фотограф, как его найти и сколько он денег берет?
Как уже говорилось, я не жадный. Потому и обращаются ко мне за услугами довольно часто.
Уверен, кто-то спросит – а насколько не жадный-то? Скажу так: я одинаково качественно и дотошно делал и совершенно бесплатную работу для своих друзей, трудился и за очень небольшую сумму, эквивалентную тремстам долларов, приходилось получать и тысячу с лишним за несколько часов работы. Сумма не так и важна, деньги со временем тебя все равно догонят. Но только в том случае, если стандарт качества реет, как флаг, высоко над тобой. В нем вся сила молодой фотофирмы.

С удовольствием, но за деньги
Большой плюс моей работы заключается в том, что я могу не работать с несимпатичными лично мне людьми. А раз мои клиенты мне симпатичны, я стараюсь отработать для них максимально здорово. Можно, конечно, разменяться на все сразу, жадно хапнуть протянутую «левую» купюру, подхалтурить и налепить картинок по принципу «как придется». Но это не ко мне: такой путь, безусловно, тупиковый. Жадность – она в принципе тяготит.
Бывает и по-другому. Типичное и, на мой взгляд, толковое объяснение таково: мы понимаем, что ты здесь работаешь за деньги. Нам хотелось бы получить несколько отличных фотографий, а сегодня еще и праздник, мы причесаны-накрашены-улыбаемся, парадно одеты. Мы хотели бы предложить деньги за дополнительную работу. Найдется ли у тебя время персонально для нас? В таком случае я берусь за работу, но предупреждаю честно: сделаю, только если будет перерыв в основной. Обычно он бывает, но именно «обычно», а не всегда.
А вообще – мне фотографировать свадьбы нравится. Нарядные веселящиеся люди, красивые женщины, чинные мужчины, снующие туда-сюда стеснительные детишки, пляски, смех и музыка. Я стараюсь как можно больше разговаривать с гостями, могу и пошутить ловко, анекдот замысловатый вставить и вообще – расположить людей к себе. Работать с дружелюбными  гражданами удобно, а они, в свою очередь, куда лучше получаются на фотографиях. Все перечисленное вдвойне приятно, если заказчики – мои знакомые. Или знакомые знакомых. Каждый раз убеждаюсь, что принцип «друзья друзей» работает безотказно. За него и держусь.

Школа жизни
На работе бывает, конечно, всякое. И подвыпившие гости с предложениями «дай-ка мне фотик, я пару раз щелкну», и занудный «тамада-баянист», и скоротечные и совершенно нелепые свадебные драки (про последние надо написать отдельное наставление, не поверишь, но драться граждане толком не умеют, еще до рукопашной могут самостоятельно упасть с такими травмами, как ни в одной свалке не изуродуют!), и даже «смазывающий лыжи» протрезвевший жених. Выпады приходится аккуратно, но твердо пресекать, павших в борьбе с алкоголем приподнимать, плачущих навзрыд барышень утешать – и далее со всеми остановками. Школа жизни – изрядная, но рассказывать, что и как, не стану. Вопросы уж больно конфиденциальные, потому считаю необходимым держать язык за зубами. Да и, честно говоря, это какие-то пиковые моменты; среднестатистическая счастливая свадьба обходится даже без их слабой тени.

Халиф на час
В процессе работы с удивительной частотой стала возникать неожиданная моральная дилемма. Типичный случай: договорился с заказчиком об объеме работ, о вознаграждении и о сроках. И уже на самом торжестве кто-то из гостей аккуратно предлагает взять дополнительные деньги. Давай, мол, отвлекись, поснимай нас отдельно, нам очень надо. Примечательный факт: как правило, деньги пытаются вручить одной купюрой. Чаще это тысяча рублей, реже – пять. Мне такой подход не очень нравится; во-первых, потому, что мой труд уже оплачен и в роли «эй ты, поди сюда!» я хочу выступать меньше всего. Во-вторых, спустя рукава трудиться совсем не годится, а погоня за двумя зайцами приводит известно куда. А я туда не хочу, мне здесь лучше!
Потому в большинстве случаев от таких «быстрых» денег начисто отказываюсь. Встречаются и такие ситуации, когда отказываюсь категорически вообще от любых денег. Предлагавшие в ответ недоуменно пучат глаза и не понимают, как такое возможно. Я не ленюсь пояснить, почему так поступаю, и до сих пор удавалось встретить у собеседников абсолютное и бесконфликтное понимание.

Михаил МИХИН
Впервые взял в руки циф ровую фотокамеру в 1997 году, постарался и через два года достиг уровня крепкого любительского мастерства, после чего взобрался на новую ступень, опубликовав свои снимки в журнале. Некоторое время упрямо не видел
необходимости в переходе на цифровые зеркалки, но провидение, силами незнакомого мужчины в шляпе, произвело кражу
тогдашней основной ка меры — псевдозеркалки с несменным гиперзумом.
В сегодняшнем арсенале — Nikon D200, линейка светосильной оптики, неподъемный рюкзак необходимых аксессуаров
и азарт фотоохотника. Адрес прежний: onepamop@gmail.com или www.fotofirma.ru. Михаилу Михину