Болотный минимализм



Заброшенные торфяники на территории Тверской области – место удивительное. Здесь есть все: и техногенные пейзажи в стиле «Сталкера» Тарковского, и нетронутые природные ландшафты русского Севера, и светлые березовые леса Средней полосы. Да и сама природа настраивает на созерцательный лад: начинаешь замечать мелочи, мимо которых обычно проходишь мимо. Здесь возникает удивительное желание сидеть и разглядывать в объектив каждую отдельно взятую травинку. Да и времени для этого у нас было достаточно: три полных съемочных дня. Конечно, обе представленные фотографии (чисто технически) могли быть сделаны где угодно, но получились именно там – на затерянном среди тверских болот озере.

«Стрекографика»
Когда мы проснулись утром в палатке после довольно тяжелой заброски на место, солнце палило уже вовсю. Сама же палатка была атакована целой толпой стрекоз. Не знаю, что они в ней нашли, но страшные крылатые хищники мира насекомых садились на тент по нескольку штук сразу, снова взлетали, потом опять садились… Так продолжалось довольно долго – достаточно для того, чтобы окончательно проснуться, достать фотоаппарат и надеть 50-мм объектив с макрокольцом. Однако съемка стрекоз в упор, даже через ткань палатки, оказалась непростым делом: при малейшем шорохе они улетали. А длиннофокусником пользоваться было нельзя: при таком масштабе и измятой ткани тента, глубина резкости и так была на пределе. Наконец, нашлась одна стрекоза посмелее (или поленивее). С нее-то и была сделана эта «рентгенограмма». Постобработка свелась к кадрированию, небольшому повышению контурной резкости и приглушению цветовой гаммы, изначально слишком яркой.

«Тайнопись озерная»
В этот раз мы остановились на ночь у небольшой группы выработанных много лет назад торфяных карьеров, расположенных недалеко от железной дороги – узкоколейки (которая, кстати, является единственным способом попадания туда; автодорог в тех местах нет). Вокруг – молодой березняк, а сами карьеры заросли осокой и прочими болотными травами; вместо единого зеркала воды – сетка, образованная бесчисленными озерцами и протоками.
Дно – торфяное, черное, а отражающая способность воды – практически стопроцентная. Закат в таком месте – это игра отражений: травы, коряжек, кочек со мхом, облаков… Я надел на камеру телеобъектив и не спеша пошел вдоль берега, вглядываясь в отражения в последних лучах солнца.
Коряжка, торчащая из воды, превращалась в дракона, упавший лист – в бабочку… И тут – удалось увидеть в воде древний пергамент с таинственными письменами! «Буквами» были стебли болотных растений, торчащие из воды, а плавающая на поверхности ряска и мелкие соринки выглядели, как следы времени на рукописи. Да и цвет всей картины был близок к цвету пожелтевшего от времени пергамента.
Удалось не сразу: пришлось долго экспериментировать с ракурсом, с глубиной резкости, с кадрированием – всего было сделано около десятка кадров.
Обработки не делалось практически никакой, кроме незначительного усиления резкости и приглушения цветов.

Алексей Поляков (polyakov@gameland.ru)