Отказаться от роста (часть 2)



Продолжение. Начало статьи - читать.

Перспектива может показаться немного мрачной. Но мы можем создать надежные и даже привлекательные способы обитания на этой новой планете. Прежде всего нам необходимо осознать положение вещей. Нам нужно преодолеть наше интуитивное представление, что будущее должно походить на прошлое, и нашу розовую надежду, что будущее всегда будет легче. Зеемля сегодня — это суровая планета.
Я думаю, мы чувствуем это нутром. Мне кажется, мы ощущали это еще до ударившего по нам кризиса. Для американцев критический момент наступил, возможно, в начале 2008 г., за полгода до того, как крупные банки начало лихорадить, когда экономика еще казалась ревущей, но цены на бензин подскочили до $4 за галлон.
Если у американской идеи и есть константа, то это движение. Мы прибыли в Америку с дальних берегов, пересекли континент, построили автострады и изобрели GPS, который сообщает нам с приборного щитка, что мы проехали свой поворот. Двигалось все. И вдруг, действительно впервые, движение стало неровным. Оно стало замедляться. За каждый следующий месяц американцы проезжали меньше, чем за предыдущий. Вам трудно было продать свой старый дом, но вы действительно не могли продать свой старый «Форд Эксплорер».
Затем начали происходить странные вещи. С ростом цен на нефть дальние перевозки становились менее привлекательными. К маю стоимость доставки контейнера из Шанхая в США выросла с $3 тыс. в начале десятилетия до $8 тыс. Объемы грузоперевозок стали падать, и в итоге IKEA открыла производство в Виргинии, а не в Китае. «Сливки глобализации уже сняты», — отметил специалист по финансам Морган Стэнли (Morgan Stanley). А аналитик CIBC World Markets Джефф Рубин (Jeff Rubin) был еще откровеннее: «Глобализация обратима». Действительно, металлурги Среднего Запада сообщили о всплеске спроса на сталь, причем именно потому, отмечает Рубин, что «рост стоимости перевозок — сначала чугуна в Китай, а потом готовой стали за океан — свел на нет преимущества дешевой рабочей силы в Китае, и сталь китайского производства оказалась неконкурентоспособной на рынке США». С повышением цен на нефть увеличился спрос на этанол, что вызвало рост цен на продовольствие, и заставило задуматься о том, что преимущества свободной торговли не столь бесспорны, как казалось ранее.
Вполне возможно, что, как мы видели пик добычи нефти, так сейчас наблюдаем пик экономического роста, т.е. сделать систему крупнее уже не сможем. Ставки страхования растут, цены на нефть взлетают, экономика резко падает, деньги на инвестиции в энергетику улетучиваются, а когда экономика начинает подниматься, цены на нефть вновь подскакивают. В мае 2009 г. в исследовании компании McKinsey&Co было заявлено, что новый нефтяной шок неизбежен. Ополоснитесь, намыльтесь, повторите. Кроме всего прочего, страны стали сжигать больше угля, ибо он дешев. Так что, ополоснитесь, намыльтесь и останьтесь стоять с намыленной головой, т.к. из-за повышения температуры вода из вашего бака испарилась.

Кто-нибудь когда-нибудь предполагал, что рост может закончиться? Оказывается, да. В давние, совершенно иные времена, когда президентом был Линдон Бейнс Джонсон, в весну убийства Мартина Лютера Кинга и премьеры на Бродвее мюзикла «Волосы», в столице Италии собралась небольшая группа промышленников и ученых, названная впоследствии Римским клубом. Она предложила изучить взаимосвязанные глобальные тенденции и поручила эту работу команде молодых системных аналитиков из Массачусетсского технологического института.
К тому времени, когда команда закончила свою работу и опубликовала ее в 1972 г. в виде книги под названием «Пределы роста» (The Limits of Growth), был проведен первый День Земли, а Ричард Никсон создал Управление по защите окружающей среды (EPA). Но по своей значимости выход этой тонкой книжки, которая была переведена на 30 языков и разошлась тиражом в 30 млн экземпляров, уступал лишь очень немногим событиям в истории экологии. Небольшая группа исследователей пришла к трем заключениям.
1. Если сегодняшние тенденции роста численности населения Земли, индустриализации, загрязнения окружающей среды и истощения ресурсов сохранятся неизменными, пределы роста на нашей планете будут достигнуты в ближайшие 100 лет.
2. Эти тенденции роста можно изменить и создать условия для экологической и экономической стабильности, способные сохраняться и в отдаленном будущем. Условия глобального равновесия можно рассчитать так, чтобы удовлетворялись основные материальные потребности каждого человека на Земле и чтобы все люди имели равные возможности реализации своих личных способностей.
3. Если человечество решит стремиться к этому второму выходу, а не к первому, то чем скорее оно начнет работать в выбранном направлении, тем выше будут его шансы на успех.
При взгляде в прошлое удивляешься, насколько близко мы подошли к тому, чтобы услышать это послание. Во всем мире люди стали работать над тем, как замедлить рост населения. Наилучшей стратегией оказалось просвещение женщин, и мы видим, как за короткий срок уменьшилось число детей у среднестатистической матери: если в недалеком прошлом их было больше шести, то сегодня — меньше трех. Кое-что мы замечали: это были годы первых нефтяных кризисов, первых больших разливов нефти из танкеров, первых стандартов экономичности для автомобилей. Именно в эти годы мы приняли ограничение скорости до 55 миль в час (88,5 км/ч), действительно поставив предел своей мобильности во имя экономии. В конце 1970-х гг. в США противников, продолжения экономического роста было больше, чем сторонников, что сегодня кажется почти невероятным. У нас на самом деле была возможность, чтобы сменить курс, отплыть подальше от скал.
Разумеется, мы не сделали этого.
Как выяснилось, выводы Римского клуба не были ошибочными. Можно долго игнорировать экологические проблемы, но когда они настигнут вас, они проявятся быстро. Окажется, что вы слишком выросли, а нефти не осталось, и полярные льды растаяли.
Я сгустил краски. Я сделал это потому, что сегодня все общественные силы приучены желать дальнейшего роста. Но мы не можем расти. Слишком велико трение. Мы на суровой планете.

Окончание статьи - читать.