О духовном воспитании школьника



Во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. в отечественной педагогике рассматривался достаточно широкий круг вопросов теории и практики воспитания и обучения. Одной из наиболее важных и актуальных была проблема духовного становления и развития личности школьника. Ей уделяли внимание большинство педагогов того времени, такие как С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель и  др., которые по-разному, в зависимости от своего педагогического мировоззрения, подходили как к трактовке самого понятия духовности личности, так и к возможным путям достижения цели духовного воспитания. Несомненный вклад в рассмотрение этой проблемы внес П.Ф. Каптерев.

Определенная часть философов и педагогов конца ХIХ – начала ХХ вв. призывала строить все дело воспитания на основе православной нравственности, свойственной русскому народу, и подразумевала духовное становление как религиозное наполнение ума и сердца воспитанника. В отличие от них П.Ф. Каптерев не сводил духовность человека почти исключительно к нравственной и религиозной сфере, а видел ее гораздо шире. Это тем более интересно, что он воспитывался и получил образование в религиозно-духовной среде. Известно, что по окончании Московской духовной академии он преподавал в ней, а также  заведовал воскресной школой. Его глубокое знание религии, собственная вера, влияние атмосферы учебных заведений, в которых он провел годы учебы и работы, не помешали его пытливому уму увлечься наукой и в дальнейшем рассматривать проблему духовного воспитания значительно полнее. Не отвергая нравственной составляющей духовности, в определенной мере базирующейся на религиозных требованиях и идеалах, П.Ф. Каптерев ясно видел главную ее суть в интеллектуальном развитии личности, а также в тесной связи  нравственности и ума.

По мнению П.Ф. Каптерева, традиционная трактовка духовности личности как «набожности» к концу ХIХ века в значительной степени устарела. Российское общество заметно изменилось в своем отношении к религии. Науки о человеке сделали большой шаг вперед, что не могло не сказаться на мировоззрении людей. Военные и политические события также оказывали влияние на страну и народ. Изменение материальных и духовных основ жизни требовали нового подхода к проблеме духовности и ее воспитания у подрастающего поколения. Главной опорой в этом для П.Ф. Каптерева была наука – детская психология.  Сведения об органах, осуществляющих управление в сфере образования и о системе образования в субъектах Российской Федерации

Наблюдая за детьми и изучая законы их развития, он попытался раскрыть пути становления их духовности. Он пришел к выводу, что определенные качества личности ребенка с раннего возраста отличающие его от других, в последствии  определяют собой всю «духовную физиономию человека». Вместе с тем, развитие ребенка во многом строиться на подражательности и творчестве. Именно это должен использовать педагог в педагогическом процессе. Так, использование эвристического метода в обучении стимулирует любопытство, способствует трудолюбию, привитию желания учиться. Не запоминание наибольшего количества информации, не объем знаний, а развитие умственных способностей, познавательного интереса, самостоятельности мышления должно составлять, по мнению П.Ф. Каптерева, главную задачу школьного обучения, которая, по его мнению,  есть не «изучение предметов, а есть развитие личности предметами; на первом месте стоит личность, субъект, его интересы, а предметы – на втором, предметы – только средства, цель – личность, именно ее развитие» /8, 2/.

Одновременно решение этой задачи создает основу духовного становления личности школьника. Учебные заведения «предоставляют учащимся научный материал и свободный выбор для развития личных умственных способностей» /8, 2/. А развитие интеллекта напрямую связано с общим развитием духовности. Размышления и исследования, к которым учитель приучает воспитанника, вырабатывают в нем «дух науки, дух труда».

П.Ф. Каптерев указывал также на изначально присущую личности определенную связь  между умственной и нравственной сферами, составляющими мир ее духовности. Так, считал он, от уровня умственного развития зависит характер чувствований человека, а на них покоится религия. Религиозные чувства способствуют осознанию и принятию необходимых в обществе нравственных норм. Между тем, к идее православно-христианского воспитания, традиционно свойственного, как полагали многие, русскому народу и являвшегося одним из признаков народности П.Ф. Каптерев относился с настороженностью. По его мнению, акцентирование религиозных и национальных особенностей в воспитании опасно, так как это разъединяет людей по религиозному и национальному признаку, может приводить к нетерпимости и распрям. Необходимо опираться на те нравственные моменты религии, которые являются общими для всех народов, то есть на те общечеловеческие нравственные ценности, которые способствуют их объединению. При этом истинная нравственность связана не с личным благополучием, а со служением обществу. Семейные и профессиональные добродетели нередко сочетаются с совершенным равнодушием к общественному благу. Такие люди, по мнению П.Ф. Каптерева, никак не могут быть признаны истинно нравственными, им  «недостает инстинкта общественности и общественной доблести, вся их нравственность есть нравственность семейного гнезда и ремесла, их кормящего, добродетель хлеба насущного» /4, 311/.

С другой стороны, развитый мир нравственных чувств, устойчивые нравственные принципы оказывают должное воздействие на умственную сферу личности. Знания, которые получает школьник, подвергаются в его сознании анализу и переживаниям. Они не просто поглощаются рассудком, но сопровождаются выработкой отношения к ним. Характер такого отношения напрямую зависит от уровня развития нравственности.

Этот путь взаимного развития ума и сердца есть путь становления мировоззрения ребенка, его П.Ф. Каптерев считал самым важным с точки зрения воспитания духовности личности. Отсутствие связного мировоззрения является причиной  разрыва между умственным и нравственным началом, разрушает цельную духовность. Для того, чтобы выработать у школьника стройное мировоззрение, необходимо добиться, по мнению П.Ф. Каптерева, чтобы не только элементы наук были «связаны и объединены» в сознании ученика, но чтобы «нравственные элементы получили верх над умственными». «Ближайшая и непосредственная обязанность каждого человека заключается в деятельном стремлении к посильному уменьшению страдания, переполняющего человеческую жизнь. Знания вещь приятная, но человек, только познающий, но не делающий добра людям, никуда не годится, если самые его знания служат к понижению косвенным образом человеческих страданий», - писал он /4, 306-307/. Он отмечал, что важно выработать определенный взгляд на относительную ценность разных благ жизни, в частности, на ценность внешних выгод и преимуществ (богатства, высокого положения в обществе и т.д.) и благ духовного развития и усовершенствования. Если в ребенке не будет воспитываться ценность благ последнего рода, то его нравственная основа духовности будет ничтожна. Культура ума и сердца закладывается с самого раннего возраста, подчеркивал П.Ф. Каптерев.

Одним из главных признаков нравственного развития П.Ф. Каптерев считал деятельное начало в личности. Нравственность для себя не достаточна, она проявляется в полной мере в отношениях с другими людьми. Для учащихся это, прежде всего, товарищи по школе. В ученическом коллективе вслед за семьей происходит первоначальное духовное становление ребенка с умственной и нравственной точек зрения. Общие занятия, соревнования, взаимопомощь – все это создает необходимую атмосферу для зреющей личности.

Одновременно товарищеские отношения учеников, сопровождаемые различными играми, способствуют физическому развитию детей. П.Ф. Каптерев подчеркивал эту связь физического и духовного воспитания. Здоровье и сила организма в достаточной степени способствуют укреплению силы духа личности, направляемой нравственным началом. По его мнению, невозможно ограничиваться «внутренней духовностью», необходимо ее отстаивать и укреплять. Для этого требуется твердый характер и воля. Развитая воля, по мнению П.Ф. Каптерева, отличается настойчивостью в преследовании намеченной цели, единством стремлений. Высокие нравственные принципы бесполезны сами по себе, но и просто твердый характер, не «освященный» нравственностью не способен приносить добро окружающим. Благотворно только их сочетание.

Представляется, что именно исходя из задачи духовного воспитания, П.Ф. Каптерев во многих своих работах рассматривал проблему развития характера и воли. Он обращал внимание на необходимость «закаливания» личности и указывал на то, что система душевного закаливания связывает воедино развитие воли, характера, ума и тела. По существу, обсуждая эту проблему, он «вывел формулу» духовности как гармоничного сочетания в личности «мыслительности, чувствования и воли» /6/.

Между тем, школа упускает формирование характера. Для нее важны показатели обучения – отметки, но не то, каким усердием они достигнуты, каким напряжением воли и ума. «Чтобы воздействовать обучением на характер, необходимо так поставить преподавание, чтобы каждый по возможности урок вызывал работу, посильное напряжение каждого учащегося, чтобы все учащиеся постоянно развивали энергию и настойчивость при приобретении знаний», - отмечал П.Ф. Каптерев /7, 221/.

Нередко семья ребенка также упускает из виду проблемы воспитания его характера. Детство является временем наибольшего влияния воспитательных воздействий. Дети восприимчивы и податливы, на нравственное и физическое давление почти не оказывают сопротивления. Однако родители часто жалуются, что дети могут быть чрезмерно самостоятельны в выборе товарищей, игр, занятий, отбиваться от наставлений и внушений. Такое поведение пресекается, старшие в семье требуют полного подчинения их указаниям. Родительские ум и воля «вкладываются» в детей вместо развития их собственных духовных задатков. В результате из них получаются не самостоятельные, «живые» люди, которым предстоит жить в мире борьбы и отстаивания своих взглядов, а куклы-марионетки, умеющие лишь подчиняться распоряжениям других. П.Ф. Каптерев назвал это «вытравлением собственного «я», обезличиванием и обездушиванием» /3, 53/. Вместе с тем, происходит такое воспитание от незнания детской психологии, от невнимания к его духовной стороне. «Без этого знания, - писал П.Ф. Каптерев, - воспитание невозможно» /2, 9/. В помощь родителям и педагогам он выступал с научными статьями, раскрывающими суть и особенности детского развития, становления умственных и нравственных сил личности. Так, П.Ф. Каптерев выделял «четыре главные эпохи» в формировании ума ребенка: преобладание в нем осязательных ощущений и представлений, зрительных, слуховых и начало теоретических мыслительных процессов; а так же виды ума – зрительный, слуховой, двигательный; писал об их особенностях и задачах взрослых по отношению к умственному развитию ребенка.

По его мнению, физические и духовные силы ребенка равноценны, неразрывно связаны и могут  совершенствоваться. Для этого нужны постоянные упражнения, которые и должны составить основу педагогического процесса, осуществляемого учителем. Воспитывающая роль учителя огромна. Он – постоянный пример для своих учеников. Отсутствие должных нравственных качеств, интеллектуальная леность, безволие  учителя пагубным образом воздействуют не воспитанников. Такой человек не способен воспитать духовную личность. Однако, понимая, что не всякий учитель обладает необходимыми качествами, П.Ф. Каптерев писал о том, что каждому следует стремиться к самосовершенствованию.

Одновременно с работой над собой учителю нужно внимательно приглядываться к своим воспитанникам. Знание психологии ребенка в сочетании с индивидуальным подходом позволит добиться цели его умственного и нравственного развития, формирования мировоззрения и воли. Каждый ребенок – своеобразная личность, но она теряется в массовой школе, упускаются возможности ее наиболее полного раскрытия и становления. Между тем, формирование духовности – процесс, требующей особой индивидуализации. Она может быть достигнута как путем создания различных типов школ, так и организацией разнообразных способов учения и, прежде всего, «собственной работой учащихся под руководством учителя» /5, 330/.

Познания, учеба рассматривались П.Ф. Каптеревым как приобщение к всеобщей духовной культуре. Ее достижения связаны с ярчайшими представителями человечества – «аристократами ума», которые выходят из толпы и как светочи возвышаются над ней. Однако для рождения таланта или гения необходимо организовать всю духовную жизнь народа, которая опирается на материальные, телесные основы.  «Телесная природа вялая, слабая, невыносливая, дурное питание, негигиеническое во всех отношениях помещение, заразные болезни, губящие племя, подрывающие последние остатки физической энергии, - все это условия, крайне неблагоприятные для широкого развития умственной деятельности, для возникновения и укрепления здоровой культуры, подъема науки, искусства и общественности…а аристократия ума, несомненно, есть результат некоторого запаса сил и энергии», - отмечал он /1, 281/. Для того, чтобы в народе пробились таланты, необходимо для всей молодежи обоего пола предоставить возможность прохождения так называемого законченного курса элементарной школы, трактуемого П.Ф. Каптеревым достаточно широко. Не простая грамотность и скудные знания по естественным наукам и истории может удовлетворить «духовный голод», а серьезная научная пища растит талант. Он призывал создавать «народные университеты» различной формы – от учреждений, обставленных кабинетами и пособиями, до всем доступных лекций народного учителя по различным, не связанным между собой предметам и вопросам.

Средняя школа также не может остаться в стороне от задачи взращивания талантов. Та порция духовности, что отпускается «аристократам ума» наряду со всеми, недостаточна. Поэтому  П.Ф. Каптерев сформулировал важное требование к учителю всякого рода школы – обязательно обращать тщательное внимание на проявление талантливости у своих учеников, подмечать способности, превосходящие средние и давать применительные к их способностям упражнения, так как, отмечал он, «без упражнений и надлежащих усилий таланты блекнут, слабеют и в заключении исчезают» /1, 288/. Учитель должен указывать способному ученику пути и средства к дальнейшему самостоятельному совершенствованию, помогать ему в затруднениях, указывать книги, пособия, беседовать с ним в свободное время, разрешать сложные проблемы. Главной заботой учителя должен быть поиск «искры Божьей» в своих учениках.

Эта искра не дает покоя самому ученику. Жажда духовной пищи прорывается посредством его стремления к самодеятельности и самообразованию. «Все существо школьника всегда на стороне самообразования; от товарищей, из книг, из живых наблюдений школьник научается гораздо большему, чем из казенных школьных уроков; последние – неизбежная повинность, которую так или сяк нужно отбывать, а первое – излюбленное душевное дело», - писал П.Ф. Каптерев /4, 296/. Поэтому, чтобы удовлетворить эти запросы, школа должна измениться, отказаться от «заготовленных неподвижных рамок» программ и методик, от «шаблона для духовного развития». «Школа есть не что иное, как применение к детям начал самовоспитания» /4, 302/.

Таким образом, можно говорить о том, что проблема духовного развития и становления личности школьника рассматривалась П.Ф. Каптеревым многосторонне и считалась им одной из важнейших педагогических проблем.

 

Литература:

1. Каптерев П.Ф. Аристократия ума в школе и жизни /Детская и педагогическая психология. М., Воронеж, 1999.
2. Каптерев П.Ф. Народная школа, 1875. № 6-7.
3. Каптерев П.Ф. Недостатки детской воли. /Детская и педагогическая психология. М., Воронеж, 1999.
4. Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании /Детская и педагогическая психология. М., Воронеж, 1999.
5. Каптерев П.Ф. Педагогическая мысль. 1917. № 10-11.
6. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. СПб, 1914
7. Каптерев. Что может сделать школа для развития характера учащихся? /Детская и педагогическая психология. М., Воронеж, 1999.
8. Каптерев П.Ф. Школа и жизнь. 1911. № 10.