Современные типы кадетских учебных заведений



Существует Типовое положение о кадетской школе, которое позволяет существовать кадетским школам и кадетским школам-интернатам. Уникальность их в том, что они подчиняются не Министерству обороны, а Министерству образования. В 1999/2000 уч. г. Министерством образования РФ разработан Примерный учебный план кадетских школ.

Как следует из анализа данного Типового положения и других нормативных документов, перед возрождаемыми кадетскими корпусами и школами (школами-интернатами), поставлены вполне определённые задачи формирования нового поколения российских офицеров: высокообразованных людей, высококвалифицированных специалистов, физически, методически, психологически подготовленных для выполнения своего назначения /3/.

Однако, осмысление и обобщение существующей практики обучения и воспитания в возрождаемых кадетских корпусах (классах) убеждает, во-первых, в акцентировании образовательной деятельности в них на допрофессиональном обучении, во-вторых, в сужении цели, подмене задач воспитания патриота, человека и гражданина профессиональным самоопределением. Подобное доминирование узко-специальных целей образования кадетов над общеобразовательными ведёт к гиперболизации военизированных элементов жизнедеятельности, как ведущего средства социализации юношей, и явному стремлению к механическому, жёсткому переносу основных элементов кадетского воспитания из прошлого в настоящее.

В 1997 г. в России функционировало 7 Суворовских Военных училищ, одно Нахимовское Военно-Морское училище, 4 кадетских корпуса и ряд частных кадетских корпусов /2, 6/. На 05.09.2001 в системе Минобразования России функционировало 43 государственных кадетских учреждения, в которых обучалось более 15 тыс. кадетов, из них – 30 кадетских школ-интернатов с контингентом воспитанников 8,9 тыс. чел. /5, 2-3/.

По данным В.И. Бачевского, общее число государственных и негосударственных кадетских объединений различных типов в 2001 г. составляло около 200 /4, 107/. Однако все они имеют настолько разный тип организации, созданы в различных ведомствах и различными учреждениями, что эта разница подчас приводит к девальвации самого понятия кадетского образования в его высшем смысле, а в отдельных случаях может использоваться и используется в коммерческих целях.

Как следует из источников дореволюционного периода, под кадетским воспитанием в его исходном смысле понималось “строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщению каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения” /1, 3/. Данное определение может быть принято за основу и сегодня.

Опираясь на имеющиеся нормативные документы и практику работы современных кадетских учебных заведений, мы формулируем понятие кадетского образования как чётко регламентируемой системы предоставления воспитаннику необходимого объёма знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (военного или гражданского профиля государственной службы) с целью своевременного определения его способностей и склонностей и правильного их использования с большей отдачей государству и обществу на базе среднего (полного) общего образования.

Попутно отметим, что личностно-ориентированная педагогическая парадигма в её завершённой форме не вполне отвечает целям кадетского воспитания и образования, что достаточно ясно видно из приведённых определений. Конечная цель и смысл деятельности кадета – не столько развитие собственного личностного потенциала и творческая самореализация, сколько служение Родине и её народу, требующее известной самоотверженности.

Проведённая в вышеприведённых определениях дифференциация понятий “кадетское воспитание” и “кадетское образование” позволяет нам выделить, хотя и с некоторой долей условности, два принципиально различных типа современных кадетских учебных заведений.

I. Кадетские учебно-воспитательные учреждения. Их учредители – Министерство обороны и его подразделения, а также другие силовые министерства. В данных учреждениях воспитание играет основную роль в формировании личности человека, поскольку происходит вне семейных отношений.

Кадетский корпус – осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ среднего (полного) общего образования, основного общего и раннюю профориентацию юношей по профилю образовательного учреждения высшего (среднего) профессионального образования конкретного вида ВС РФ.

Кадетская школа-интернат – реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

В кадетских учебно-воспитательных заведениях могут, наряду с программами среднего (полного) общего образования, реализовываться программы профессионального начального образования, в первую очередь, начального военно-профессионального.

Настоящее состояние дел показывает, что кадетское учебно-воспитательное заведение – удовлетворяющий всем требованием кадетский корпус – может быть создано и субъектом федерации (пример – Красноярский край). Но при этом легитимность названия, право на военную форму одежды и военную символику, правовую обеспеченность прохождения службы в запасе офицеров-воспитателей, изъявивших желание и показавшим способности к такой работе, может обеспечить лишь соучредительство со стороны Министерства обороны.

II. Кадетские образовательные учреждения. Их учредители – органы управления образованием, организации или частные лица. В кадетских образовательных учреждениях реализуются различные типы образовательных программ, соответствующие типу основного учебного заведения. Воспитание в классах, клубах играет в данном случае вспомогательную роль, дополняя нравственное воспитание в нравственном, патриотическом отношении и реализуя “принцип мотивирующей осмысленности жизни и учёбы”.

Кадетская школа – реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

Основные отличительные особенности кадетских школ (интернатов): кадетская школа (интернат) – форма военизированного, но не военного образовательного учреждения; форма одежды, символы, которые разрабатываются каждым кадетским учреждением с учётом его специфики и утверждаются геральдической службой при Администрации Президента РФ; реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, с учётом специфики учреждения; проведение практических полевых занятий для кадетов 6-10 классов (по окончании учебного года); специфический уклад жизни, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой); широкое использование в общении ритуалов, принятых в военной среде; вечерняя прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки; работа с кадетами офицеров-воспитателей (данные военные специалисты призваны организовать особую систему отношений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях специфики данного образовательного учреждения).

Кадетский класс и кадетский клуб – образовательные элементы для патриотического, исторического и нравственного воспитания учащихся средних общеобразовательных школ. Должны быть введены в систему кадетского воспитания, но пока не являются юридической единицей образования.

Анализ образовательных программ кадетских учебно-воспитательных и образовательных учреждений показывает, что в качестве цели воспитания в общем виде принимается формирование личности настоящего Гражданина государства, живущего в своей стране и относящегося к ней, как к Отчизне. Патриотическое воспитание в большинстве кадетских учреждений согласуется с нравственными, основанными, в первую очередь, на Православии, началами, историческими традициями русского народа и его славной Армии. В то же время целью образования в кадетских учебных учреждениях носит вполне конкретный характер довузовской подготовки специалистов в России и для России.

Частными задачами обучения и воспитания в современных кадетских учреждениях чаще всего являются: интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся; адаптация учащихся к жизни в обществе; создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на любом, в первую очередь военном, поприще.

Литература:

1. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. – СПб.: ГУВУЗ, 1908. – С. 3.

2. Курмышов В.М. Воспитание в кадетских корпусах России (анализ педагогического опыта) 1882-1917 гг.: Автореф. дис…к.п.н./ МВД России, Санкт-Петербургская академия. – СПб, 1997.

3. Постановление Правительства РФ № 1427 “Об утверждении Типового положения о кадетской школе”. 15 ноября 1997 г. – М., 1997.

4. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Уч. пос. / В.И. Бачевский. – М.: Военные знания, 2001.

5. Справка о роли и месте кадетских школ-интернатов в современной системе образования /Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа, № 2445 от 07.08.2002 г.