Историко-культурные условия социализации личности учителя в России до первой трети 18 века



Воспитательные традиции, на которые опиралась педагогическая мысль Древней Руси, существовали более двух тысяч лет. Воспитание детей происходило под влиянием необходимости усвоения подрастающим поколением общественно-исторического опыта, подготовки к жизни, труду. Исполняя обычаи и обряды, дети включались в трудовую деятельность. Нравственность была краеугольным камнем воспитания. Она опиралась на общинную собственность на средства производства. Совместный труд порождал чувство взаимопомощи, выручки. Древнерусская педагогика воспитывала такие качества, как трудолюбие, честность, кротость, доброта, уважение к старшим. Собственно о личности учителя речь пока не шла, воспитание было домашним. Различным ремеслам обучали “мастера”, у них существовал особый “кодекс чести”. Мастер, например, не имел права утаить что-либо из секретов мастерства от ученика, не должен был скрывать, преуменьшать талант ученика, если он превосходил его собственный. Такие законы существовали в артелях иконописцев. Некоторые исследователи, например, В.В.Зеньковский, считают, что самостоятельное философское творчество возникает в России лишь во второй половине 18 века. Однако, по его же замечанию, своеобразный русский “логос” проявлялся уже в Древней Руси через устное народное творчество, иконопись. Так и педагогическая мысль проявлялась во всей русской культуре. Требовалось, чтобы человек был закаленным, сильным, имел стойкую психику. На это и была направлена вся система воспитания, отвечавшая требованиям к индивиду со стороны общества. Примеры старших, мифы, общение в игре и труде – все это являлось единым процессом становления личности. При этом обучавшие и обучавшиеся были на равных.

С разложением общинно-родового строя и зарождением феодальной собственности, с возникновением классов педагогические воззрения лишились той социальной однородности, которая была им свойственна раньше.

Принятие христианства было, несомненно, важной вехой в развитии государства Руси. Процесс шел долго, почти сто лет, параллельно с распространением грамотности. До 863 года, как пишет Н.М.Карамзин, у славян не существовало азбуки. Это и определило отставание Руси от Европы в деле образования.

Христианство сосуществовало с язычеством, и двоеверие стало определять воспитание. Процесс христианизации Руси совпал с переходом ее к более прогрессивному феодальному строю, однако христианская религия, как и мифология, не являлась производителем знаний ни в эмпирической, ни в теоретической форме. Все природные и общественные процессы объяснялись ею через понятие “бог”. Тем не менее, христианская религия постепенно становилась господствующей идеологией в духовной жизни общества. Христианство способствовало развитию грамотности, книжности на Руси, но являлось препятствием в развитии познания. По повелению церкви была истреблена оригинальная языческая скульптура, не записывались мифы, преследовались обряды.

С другой стороны, через христианизацию, связь с Византией Русь получила доступ к переводным текстам античной культуры. Развивалась и собственная педагогическая мысль. Высшим достижением ее в то время стало обоснование Владимиром Мономахом необходимости соединения образования с жизненными интересами человека. Создание учебных заведений началось, собственно, после Крещения Руси. Родители отдавали своих детей в школы очень неохотно, не желая отступать от старых языческих традиций и просто отрывать от семьи помощников. Тем не менее, школьное дело на Руси развивалось. Первые училища – дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа Ярослава Мудрого в Новгороде – относятся к 11 веку. В 12-13 веках сформировалась сеть монастырских школ в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. В 14-15 веках формирование Русского централизованного государства с центром в Москве создало благоприятные условия для развития просвещения, во многих городах открывались приходские школы при храмах и монастырях. В 16 веке постановления Стоглавого собора создали систему православного образования. Под управлением епархиальных архиереев учреждались школы для священнослужителей. В организации обучения наметились три ступени: начальная, профессиональная и высшая. Образование приобрело грамматический уклон. С середины 17 века В Москве открылись школы, сходные с западноевропейскими грамматическими школами. Открылась эллино-греческая школа, впоследствии ставшая Славяно-греко-латинской академией.

Но все же педагогические воззрения, как и другие представления того времени, оказались в тисках религии. В ряде сочинений приводятся ветхозаветные поучения “сокрушать ребра”. Этот совет дан даже в “Азбуке” Ивана Федорова, хотя не менее важное значение предавалось и нравственному воздействию.

Передовые общественные деятели внимательно следили за развитием педагогических теорий и школьной практики в Византии и Западной Европе.

Один учитель обучал 8-10 учеников. Обучение носило религиозный характер. Школы устраивались, как уже отмечалось, по церквям, монастырям и при епископских резиденциях. Школы основывали и князья или их ближайшие родственники, но наставление учителя получали от деятелей церкви. Учителей, как правило, избирали из среды священников и дьяконов. Дети запоминали молитвы, псалмы, знакомились с библейскими легендами. Заботливое отношение к ученику учитель соединял с суровой дисциплиной. По законам, сформулированным Иваном Федоровым, Петром Мстилавцем, Симеоном Полоцким, учитель должен был добиваться, чтобы ученики воспринимали материал разумом, механическое запоминание исключалось. Учитель должен хорошо знать то, чему учит. Его слова и поступки не должны расходиться, свою речь учитель должен уметь украсить примером, действием. Учитель должен обладать такими качествами, как кротость, смиренномудрие, добродеятельность – черты характера, соответствующего религиозным канонам и являющиеся и целью воспитания в учениках с точки зрения общества. Вместе с учителем огромное влияние на воспитание детей оказывали по-прежнему родители.

Позднее развитие письменной культуры, оторванность от европейской культуры, отсеченность от морских путей, отсутствие дорог, бесконечные войны, междоусобица – все это замедляло ход просвещения в России. Однако в конце 19 века Л.Н.Модзалевский отмечал, что многие принципы, открытые нами как новость в немецкой педагогике и вообще в иностранной школе, были известны русским в глубокой древности, от которой мы были оторваны европейской образованностью, разом нахлынувшей на верхний слой русского общества и лишившей его знания и понимания своей собственной родной старины.

В 18 веке возникает самостоятельная светская культура, уже не имеющая связи с церковным сознанием. Этот процесс, однако, уходит своими корнями в недра русской жизни 16-17 веков, когда произошел церковный раскол. Открывается простор для философской мысли, исходящей из христианских принципов. С другой стороны, рождается собственно светская культура, и эти два направления развиваются самостоятельно, отдельно друг от друга. Две силы определяли масштабы и темпы российского развития – монархия и церковь.

Происходит обмирщение государственной власти, завершившееся при Петре 1. Русское самодержавие после конфликта Алексея Михайловича с патриархом Никоном становится вне влияния церкви, а при Петре 1 абсолютным. Концепция Руси как “третьего Рима” способствовала изоляции русского общества от других государств. Петр был личностью, восприимчивой к вторжению культуры извне. Побывав в Европе, он твердо решил приблизить Россию к уровню западноевропейских государств. Он взял на себя функции посредника в культуре.

Развитие педагогической мысли в России происходит в условиях петровских реформ в экономической, политической и культурной жизни страны. К началу правления Петра Россия значительно отставала от стран Западной Европы. Это отставание усугублялось тем, что Россия не имела выхода к морю, а также хорошо подготовленной армии. Внутри страны положение обострялось общественно-политическими распрями, борьбой за власть. Преобразования упрочивали положение дворян, укрепляли положение купечества. Социальная политика была направлена на усиление крепостничества. Сопротивление народных масс растущему угнетению выливалось в крупные народные восстания, жестоко подавляемые правительством. Изменения в экономике и государственном управлении, создание регулярной армии и флота, расширение связей с другими странами требовали подготовки большого количества специалистов. Постепенно были созданы национальные кадры, пришедшие на смену приглашенным иностранным.

Упразднением патриаршества и учреждением синода Петр подчинил церковь светской власти. Церковь потеряла контроль над образованием, хотя все еще играла большую роль в идеологической жизни страны. При господстве церковно-религиозного мировоззрения воспитание и обучение меняют свою суть. Возникает новый воспитательный идеал человека: светски образованный, с широким взглядом на мир, сохраняющий национальные традиции, готовый на подвиг во имя Отечества. Идея “Святой Руси” становится риторической формулой, национальное сознание воодушевляется идеалом “великой России”.

Открылись навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы профессионального типа. Для детей дворян и духовенства, посадских людей создавались цифирные школы. Были организованы школы и для подготовки духовенства: архиерейские школы, духовные семинарии. Центром научного знания стала Петербургская Академия наук. Так создавалась в России система профессионального образования на базе углубленной общеобразовательной подготовки.

Учителя набирались из среды бывших учеников, выпускников, из среды архиереев, иностранцев. Можно образцом учителя тех времен считать Л.Магницкого, который сочетал в себе глубокие знания, интерес к науке и любовь к делу. Он стал ведущим преподавателем навигацкой школы, автором учебников. Зарождавшаяся общеобразовательная школа в России была задумана как всесословная, но уже к 1715 году произошло разделение. Не менее суровой, чем в предыдущие века была система наказаний. Ученье приравнивалось к службе, и ученики получали кормовые деньги. Но жалованье часто задерживали, а то и вообще не получали. Ученики часто промышляли воровством. Старое, допетровское дворянство, считая всякую службу зазорной для себя, старалось разными путями от учения своих детей избавить. Правительству часто приходилось применять насильственные меры. Были предусмотрены штрафы и даже арест, за великовозрастными беглыми детьми даже посылались военные отряды. Количество предметов в школах, материальное положение зависело от тех, кто ими заведовал. Все это не могло способствовать процветанию школ или особой любви к школе в народе и обществе.

Так возникла в России школа как учреждение государственное, нужное государству, идущее к цели, государством же поставленной. Но вопрос о профессиональной подготовке педагогических кадров пока что не стоял.

Применять к эпохе Петра 1 современную терминологию трудно, но если все же говорить современным языком, можно отметить, что критерием социализированности личности в это время была образованность, знание, стремление развиваться.