Формирование поликультурных ценностей в процессе изучения иностранного языка



Множество определений культуры, которые варьируются в зависимости от порождающего их материала, множественности взаимосвязей, возникающих внутри нее, сосуществующих в некоей исторической одновременности и многомерности, делают правомерным обозначение современного общества, как поликультурного по содержанию, формам и способам функционирования культуры. Взаимодействие культур порождает общение, диалог, причем, чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже, но не во всей полноте, потому, что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше.

Современное поликультурное образование должно строиться на основе учета следующих основополагающих принципов:

1. Принцип диалектической включенности любой национальной культуры в систему российской и мировой, выражающий систему общекультурных императивов, которые присущи в равной степени всем этнокультурным образованиям;

2. Принцип историко-культурной и цивилизационной направленности национального образования, предполагающий раскрытие исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, фольклор, национальное искусство, обычаи и традиции. При этом само понятие “национальная культура” приобретает обширный, всеобъемлющий и многоаспектный смысл, как интегративная категория, объединяющая всевозможные аспекты идентификации социума в российской и мировой культуре. Так как ментальность формируется как взаимодействие народной философии, народной религии и фольклора, именно эти составляющие выступают ориентирами в построении педагогических теорий как национального, так и поликультурного образования.

3. Принцип поликультурной идентификации и самоактуализации личности, основанный на включении в региональное содержание образования знаний о человеке и обществе.

4. Принцип глобальности культурно-образовательного процесса, отвечающий за развитие целостного поликультурного мировоззрения, коммуникативных особенностей личности в современном мире.

5. Принцип поликультурной толерантности и интеробразовательной перспективы, который отражает механизм этнокультурной идентификации личности к структуре гармонизации межэтнических отношений. Современная образовательная практика должна выбрать вектор своего направления развития на основе принятия теоретической логики одной из существующих парадигм - эволюционистской, акцентирующей единство культуры и преемственность ступеней культурного развития и плюралистической, подчеркивающей множественность культур и самодостаточный характер каждой культуры.

Основными целями поликультурного гуманитарного образования являются:

- формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;

- воспитание уважения к истории и культуре другого народа;

- создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;

- формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Основополагающими принципами поликультурного образования являются:

- принцип диалога и взаимодействия культур;

- контрастивный принцип овладения содержанием поликультурного образования;

- принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.

Знание другого языка является ключом к культуре другого народа, говорящего на этом языке. Язык есть не только средство общения и выражения мысли, но и аккумуляции ценностей культуры. В языке отражается опыт народа, его история, материальная и духовная культура. При изучении языка развиваются не только мышление, активизируются и другие психические процессы: слух, внимание, память, воображение, лежащие в основе самостоятельной деятельности с элементами творчества.

Дидактико-методические основы иностранного (английского) языка предполагают формирование деятельностных основ владения им.

Кроме того, иностранный язык как учебный предмет обладает особой способностью к интеграции с другими предметами, которая вытекает из самой природы языка как средства приема и передачи информации, как средства общения.

Необходимым звеном в системе поликультурного образования должно стать систематическое “живое” общение с носителями иностранного языка и культуры. Опыт такого общения плодотворно сказывается на развитии мотивационной сферы обучения языку и повышении уровня иноязычной коммуникативной компетенции.