Дела садовода Симиренко
Счастлива страна, в которой живут и работают такие труженики, каким является Л. II. Симиренко...» — слова одного из создателей Российского общества садоводства Василия Гомилевского, написанные в начале нынешнего века,— лучший памятник основоположнику научной помологии.
Лев Платонович родился в 1855 г. близ села Млеево Городищенского уезда Киевской губернии.
Отец его, Платон Федорович,— сын выкупленного на волю крепостного, закончил техническое училище во Франции. Был он страстным садоводом-любителем, что во многом определило жизненный путь молодого Симиренко. Хотя он и учился на физико-математическом факультете Киевского университета и естественном факультете Новороссийского университета, но душа тянулась к саду. Это особенно проявилось в Красноярске, куда Лев Платонович был выслан за косвенное участие в покушении на Александра II. По предложению знатного золотопромышленника Кузнецова Л. П. Симиренко занял место садовника в оранжерейном хозяйстве. Он в трудных условиях выращивает декоративные растения, плодовые деревья, в том числе карликовые, и виноград. В бельгийском журнале по садоводству и цветоводству появляется статья о его работе. «Сит миренко создал в Сибири богатые теплицы и оранжереи, в которых выращивал коллекцию пальм, драцен, камелий, азалий, растений с декоративной листвой, виноград, ранние овощи и плодовые деревья. В то же время он заложил основание Красноярского городского парка, который считается выдающимся в Сибири. Л. П. Симиренко имел случай приложить свой исследовательский ум и использовать свои знания по садоводству еще в более суровой части Сибири — Иркутской губернии, добившись и здесь счастливых результатов». Сегодня Льва Платоновича по праву считают одним из пионеров сибирского садоводства.
Вернувшись из ссылки, он поселился в с. Млееве. Понимая, что в руках знающего плодовода питомник — это основа основ, а создание большого сада — дело трудоемкое, длительное и дорогостоящее, он заложил здесь материальную базу для последующего сортоизучения плодовых.
В то время крупных питомников плодовых культур в России не было, а мелкие, имеющиеся в хозяйствах именитых землевладельцев, предназначались лишь для удовлетворения собственных потребностей в посадочном материале. К тому же в них выращивали случайные, малоизученные, а зачастую совершенно неизвестные сорта плодовых культур. Сады, заложенные таким посадочным материалом, в непривычных, совершенно неподходящих для них экологических условиях, или погибали в суровые зимы, так и не вступив в плодоношение, или же вовсе не плодоносили. А вообще-то занятие питомниководством считалось делом, доступным лишь иностранным специалистам.
Иностранные садоводы «привозили» в нашу страну не только случайные сорта плодовых культур, но и принципы обработки почвы, формирования крон и обрезки деревьев, методы выращивания посадочного материала. Сложный климат России оказался беспристрастным судьей, объективным ценителем слабой жизнеспособности импортных идей и рекомендаций. Увлечение модными идеями, привезенными из-за рубежа, как правило, заканчивалось печально для русского плодоводства. И в то же время хорошо приспособленные к почвенно-климатическим районам России плодовые деревья старых местных сортов, как и приемы агротехники, игнорировались многими садовладельцами.
Первая крупная научная работа Л. П. Симиренко «Наши садовые злобы дня» даже сегодня, через сто лет после публикации, поражает широтой суждений и смелостью мысли. Многие из высказанных ученым предложений на целые десятилетия опередили свою эпоху. Работа эта проникнута тревогой за состояние, пути развития и судьбу отечественного плодоводства. В другой работе «К вопросу о промышленном плодоводстве (проект нормальной коллекции яблонь и груш)», с которой научная общественность и плодоводы России ознакомились в 1888 г., он обосновал обширную программу биоэкологического изучения сортов плодовых. Л. П. Симиренко просил всех садоводов, которым небезразличны интересы отечественного плодоводства, прислать ему самые подробные сведения о возделываемых в их садах сортах плодовых деревьев. Ученый обращает внимание садоводов на характеристику почвенно-климатических условий района выращивания того или иного сорта, описание особенностей агротехники (системы содержания почвы, удобрений, обрезки, орошения, борьбы с вредителями и болезнями). Просит сообщать фенологические сведения и биологическую характеристику растений (зимостойкость, скороплодность, урожайность и периодичность плодоношения, качество и леж-кость плодов).
Садоводы из различных уголков России живо откликнулись на просьбу ученого. К нему поступали сведения о поведении различных сортов в том или ином районе. Наиболее ценные сорта Л. П. Симиренко включал в свою коллекцию. Он высказал идею о необ-
ходимости создания помологических коллекций. «У наших плодоводов нет настоящих маточных садов, а поэтому они лишены возможности производить сравнительные опыты и, на основании личных наблюдений, одно рекомендовать, а другое — совсем не разводить для продажи».
И вел клоновую селекцию, которой уделял большое внимание. Он считал, что именно обширные помологические коллекции представляют благодатный материал для отбора ценных сортовых отклонений.
Ученый выделил несколько новых весьма ценных сортов плодовых культур. Мировую известность получил сорт яблони, который Лев Платонович в честь отца назвал Ренетом П. Ф. Симиренко. Этот сорт Л. П. Симиренко отобрал в старом саду, посаженном Платоном Федоровичем.
Благодаря Льву Плато-новичу, его упорной и кропотливой многолетней работе сорт этот еще в конце прошлого столетия получил право гражданства в России и во многих странах Западной Европы. Ученому-патриоту, отстоявшему приоритет и законное право нашей Родины на сорт Ренет Симиренко, пришлось выслушать массу упреков со стороны воинствующих невежд, утверждавших, что природно-климатические условия нашей Родины не могут дать хорошего сорта плодовых культур. И как бы в доказательство его правоты Ренет Симиренко и в наше время успешно разводят садоводы южных районов нашей страны.
Из своей помологической коллекции ученый отобрал ряд ценных клонов. В настоящее время клоновая селекция широко используется для получения новых ценных сортов, и в этом немалая заслуга Льва Платоновича Симиренко. Коллекция, собранная им, стала первой в нашей стране помологической лабораторией, в которой было свыше 3000 сортов плодовых и ягодных культур.
Настоящим триумфом Л. П. Симиренко стала международная выставка в Париже в 1894 году. Представленные им экспонаты не имели равных. Ему была присуждена Большая золотая медаль французского помологического общества, что считалось исключительной честью для иностранца. На медали надпись: «Русскому из числа тех, кто оказал наибольшую услугу плодоводству России».
Имя Л. П. Симиренко приобрело мировую известность. Он был избран членом-корреспондентом Бельгийского общества садоводов, а в 1895 г.— почетным членом Французского национального помологического общества.
Первые результаты изучения богатой помологической коллекции своего питомника Л. П. Симиренко изложил в «Генеральном каталоге», изданном в 1901 г. В нем описано 1300 сортов плодовых, ягодных и декоративных пород. Кроме описания плодов дается характеристика свойств каждого сорта — его отношение к почве, зимостойкость, урожайность и пр. Л. П. Симиренко большое внимание уделял выбору места под сад. «Много зла,— пишет он,— приносит делу развития в крае промышленного плодоводства неудачный выбор сортов для сада, но еще горшее зло проистекает от неумелого выбора места под самый сад».
Журнал «Плодоводство» по поводу выхода в свет «Генерального каталога» отмечал: «Каталог этот может служить справочной книгой в руках русских плодоводов южной половины России. Но и северяне или по крайней мере среднерусские найдут здесь важнейшие сорта своих районов : Антоновку, Апорт, Анис, Боровинку, Бабушкино и многие другие. Большинство характеристик столь обстоятельно, что каталог прямо может служить для проверки сортов, чему особенно благоприятствует присутствие в каталоге многочисленных рисунков, частью в натуральную величину, частью же уменьшенных. Все это делает «Генеральный каталог» Л. П. Симиренко ценной настольной книгой для плодовода».
Лев Платонович поставил перед собой задачу написать обобщающий научный труд, в котором любой садовод смог бы найти самые подробные исчерпывающие сведения о мировом сортименте плодовых культур и поведении сортов в конкретных природно-климатических районах страны. Ученый был озабочен сильным отставанием России от передовых плодоводческих стран мира. В подготовку первой капитальной отечественной «Помологии» Л. П. Симиренко вкладывал большой патриотический смысл. В начале 1920 г. работа подходила к концу. Жизнь в доме Л. П. Симиренко шла как обычно. В связи с тревожным и опасным военным временем вечерами свет в доме старались не зажигать, а окна закрывали шторами. Не закрыто было лишь окно на кухне. 5 января Лев Платонович работал в своем кабинете, корректируя рукопись «Помологии». Под окнами заскрипел снег и в окно грубо постучали, требуя меда. Льву Платоновичу сообщили о каких-то подозрительных людях под окнами. Он выразил недовольство тем, что его отвлекают от работы, но все же прошел на кухню. Из темноты грянул выстрел. Ученый упал, сраженный бандитской пулей.
Пока домашние приходили в себя, пока перевязывали рану и вызвали фельдшера, Лев Платонович потерял много крови. В ночь на 6 января 1920 г. на 65-м году жизни перестало биться сердце замечательного человека и большого ученого Л. П. Симиренко.
К сожалению, обширное литературное наследие Л. П. Симиренко (свыше 50 статей) до сих пор не собрано воедино и мало известно даже специалистам. Долгом ученых перед человечеством собрать, сохранить и' довести до читателя наследие Л. П. Симиренко.
Г. П. Рылов, кандидат с.-х. наук, почетный садовод Млеевского института садоводства им. Л. П. Симиренко Белоруссия