Как противостоять экологическим угрозам (часть 1)



ПОТЕРЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
ГРЕТХЕН ДЕЙЛИ (Gretchen C. Daily), профессор экологических наук Стэнфордского университета   

Пора взглянуть в лицо суровой правде: одни лишь традиционные подходы к сохранению окружающей среды обречены на провал. Резервы природы слишком малы, недостаточно консолидированы, чересчур подвержены изменениям, и поэтому способны обеспечить поддержание лишь малой доли биоразнообразия Земли. Наша задача — сделать сохранение природы привлекательным занятием с экономической и культурной точек зрения. Мы не можем продолжать относиться к окружающей среде как к шведскому столу, по принципу: «Съешь сколько сможешь».
Мы зависим от природы буквально во всем: она дает нам пищу, пресную воду, морепродукты, лесоматериалы, обеспечивает устойчивый климат, удовлетворяет множество биологических и физических потребностей. Для сохранения возможности пользоваться этими благами нам требуется нечто вроде «станций обслуживания экосистем» — мобильная и эффективная система защиты, которая должна быть создана и действовать на государственном уровне.
Пока лишь немногие страны осознают это и предпринимают эффективные меры, затрагивающие политику, экономику и общество. Так, правительство Коста-Рики платит землевладельцам за обслуживание экосистем в тропических лесах, включая компенсации за углерод, производство гидроэнергии, сохранение биоразнообразия и красоты ландшафтов. Китай вкладывает около $100 млрд в «экокомпенсацию», втом числе в эффективную инновационную политику и финансовые механизмы поощрения сохранения и восстановления природы. Страна создает «зоны охраны функционирования экосистем», отведя под них 18% территории. Резко изменили природоохранную политику также Колумбия и ЮАР.
Широко внедрить эти успешные модели помогут три фактора. Во-первых, достижения науки и новый инструментарий для оценки природного «капитала». Например, в рамках проекта Natural Capital Project была разработана программа InVEST, объединяющая оценку экосистемных услуг с компромиссными решениями, принимаемыми правительствами при планировании использования земель и ресурсов и развития инфраструктуры. Во-вторых, демонстрация использования этого инструментария в политике в отношении ресурсов. И наконец, сотрудничество правительств, проектных, коммерческих и общественных организаций в построении более надежных экономических систем, способных поддерживать экологическую стабильность.

АЗОТНЫЙ ЦИКЛ
РОБЕРТ ХАУАРТ (Robert Howarth), профессор экологии и экологической биологии Корнельского университета   

Человеческая деятельность сильно повлияла на распространение азота по всему земному шару. Главный источник — использование удобрений. Однако в некоторых регионах, например на северо-востоке США, еще больший вклад дает сжигание ископаемого топлива. Решением в этом случае может стать сбережение энергии и более эффективное ее использование. Другое эффективное средство — внедрение гибридных автомобилей. Они выделяют намного меньше соединений азота, чем традиционные автомобили, т.к. на время остановок их двигатели выключаются. (У обычных автомобилей больше всего выбросов выделяется как раз во время работы двигателя на холостом ходу.) Выбросы соединений азота электростанциями США также можно существенно уменьшить, если электростанции, построенные до введения Закона о чистом воздухе, будут удовлетворять его требованиям. Сегодня они загрязняют воздух больше, чем производят электроэнергии.
В сельском хозяйстве многие фермеры могли бы вносить меньше удобрений, почти или даже совсем не снижая урожайности. Смыв с полей неизбежен, поскольку корни зерновых пронизывают только верхний слой почвы глубиной всего в несколько дюймов и усваивают удобрения лишь в течение двух месяцев в году. Кроме того, потери азота можно уменьшить на 30% и более, если выращивать такие озимые культуры, как рожь или пшеница, что позволит почве удерживать азот. Эти культуры увеличивают также связывание углерода в почве, смягчая этим изменение климата. Еще лучше отдать предпочтение не зерновым культурам, а многолетним растениям, например травам: при этом потери азота уменьшаются во много раз.
Большую проблему представляет собой загрязнение азотом комплексами «интенсивного откорма скота по замкнутому циклу» (CAFO). Совсем недавно, еще в 1970-х гг., скот кормили в основном продукцией местных ферм, и отходы животноводства возвращались на поля в качестве удобрений. Сегодня основная часть скота в США откармливается культурами, выращенными в сотнях километров от места откорма, что делает возврат навоза экономически невыгодным. Что делать? Потребовать от откормочных предприятий, чтобы они организовали перерабатку своих отходов так же, как муниципалитеты — бытовых. Кроме того, если мы станем потреблять меньше мяса, то и отходов будет меньше, а для производства кормов потребуется меньше искусственных удобрений. Идеальным могло бы стать употребление в пищу мяса скота, который свободно пасется на многолетних травах.
Сильно увеличивает загрязнение биосферы азотом и стремительный рост производства этанола в качестве биотоплива. Данные некоторых исследований показывают, что, если намеченные Соединенными Штатами планы по производству этанола будут выполнены, то сток соединений азота по реке Миссисипи, формирующий мертвую зону в Мексиканском заливе, увеличится на 30–40%. Наилучшей альтернативой был бы отказ от производства этанола из зерна. Если страны хотят использовать биотопливо, им следует выращивать травы и деревья и сжигать их для производства тепла и электроэнергии. При этом загрязнение азотом и выбросы парниковых газов будут гораздо меньше.

ФОСФОРНЫЙ ЦИКЛ
ДЭВИД ВАККАРИ (David A. Vaccari), директор по строительной, экологической и морской технике Технологического института Стивенса   

В результате повышения уровня жизни потребность в фосфоре растет быстрее численности населения. При сегодняшних темпах потребления фосфора легко доступных его запасов хватит меньше, чем на сто лет. Таким образом, перед нами стоят две цели: сберегать этот ресурс и одновременно уменьшить смыв фосфора, повреждающий прибрежные экосистемы.
Допустимым пределом долговременного наличия фосфора в окружающей среде был бы естественный поток в 7 млн т в год. Чтобы удержать его на этом уровне, удовлетворяя при этом нашу потребность в 22 млн т в год, потребуется возвращать для повторного использования 72% потребляемого фосфора, а если спрос будет расти, то и больше.
Поток можно уменьшить и с помощью существующих технологий. Такие сберегающие агротехнические методы, как беспахотное и террасное земледелие, могли бы уменьшить поступление фосфора в реки на 7,2 млн т в год. Большую часть не возвращаемого для повторного использования фосфора с животноводческих ферм (а оттуда в море поступает около 5,5 млн т в год) можно было бы перевозить в земледельческие зоны, где ему нашлось бы применение. Современные технологии также позволяют в большем количестве извлекать фосфор из отходов жизнедеятельности человека (от 50 до 85%), сберегая 1,05 млн т в год.
Перечисленные меры реально осуществимы уже сегодня, но их недостаточно, чтобы предотвратить наиболее опасные варианты развития событий. И тем не менее они позволят уменьшить смыв фосфора в водоемы с 22 до 8,25 млн т в год, т.е. до уровня, лишь немного превышающего естественный.

ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА
АДЕЛЬ МОРРИС (Adele C. Morris), директор по стратегии Проекта по экономике в области климата и энергетики Брукингского института   

Выбор предельно допустимой концентрации парниковых газов в атмосфере, хотя и представляется научно обоснованным, на самом деле требует еще раз взвесить преимущества и затраты, связанные с достижением тех или иных целей и определением того, кто будет платить. Как бы это ни было трудно, мы должны принять стратегии, минимизирующие затраты и позволяющие сохранить консенсус для действия на многие годы. Консенсус очень важен, поскольку если программа покажется избирателям и налогоплательщикам дорогостоящей, они могут потребовать отказа от нее.
Политика, связанная с изменеием климата, основанная на учете цен, поможет преодолеть такие экономические и политические препятствия. Внутри страны можно выбрать, например, повышение налога на выброс парниковых газов, не слишком большое, но охватывающее достаточно широкие области экономики. Другим вариантом может стать политика ограничения выбросов и торговли квотами по ценам в определенном диапазоне. Регулируемый диапазон позволит сделать цену выбросов достаточно высокой, чтобы стимулировать их уменьшение без большого риска для экономики, если по недосмотру ограничения окажутся слишком жесткими.
Международные соглашения должны также допускать основанные на ценах обязательства как альтернативу жестким ограничениям выбросов, которые могут оказаться невыполнимыми. Договор по климату может позволять странам вводить налоги согласованного уровня. Такая гибкость уменьшит опасения развивающихся стран, которые боятся, что ограничения затормозят их выход из бедности. Чтобы оставаться в пределах «безопасного рабочего пространства», нужно держаться в пределах всех относящихся к делу границ, включая и готовность избирателей платить.

Окончание статьи - читать.