Современная горнолыжная школа



УЧИТЬСЯ У МАСТЕРОВ
Горные лыжи. Давно ли считалось, что они доступны лишь отдельным сильным личностям и выдающимся спортсменам или, на крайний случай, пригодны для пу­тешествий по горам с рюкзаком за плечами! Сегодня понятие горнолыжного спорта и туризма существенно изменилось. Горные лыжи на наших глазах стали попу­лярнейшим спортивным увлечением молодежи.
Еще недавно мечтой горнолыжников-туристов был классический поворот на узко поставленных параллельных лыжах, а для более искусных - французский годиль или австрийский ведельн, т. е. серия быстрых, коротких сопряженных поворотов на двух ногах. Так раньше ката­лись мастера. Сегодня так катаются туристы.
Техника мастеров продолжает совершенствоваться. Те­перь редко увидишь вход в поворот на двух лыжах, как не встретишь фиксированных стоек, искусственных под­готовительных движений, подпрыгиваний при разгрузке лыж, нарочитых боковых соскальзываний, считавшихся прежде обязательными. Спуски с гор становятся все более функциональными: никаких искусственных поз, максимальная опора на внутренние по отношению к повороту канты (резаный поворот), минимум движений туловищем, независимая работа ног. Все части тела горнолыжника готовы к движениям, которые диктуются рельефом склона, состоянием снега и скоростью, непрерывно меняющимися условиями спуска.
Вот почему с первых шагов надо учиться у мастеров свободе и естественности движений на склоне. Конечно, это достигается не сразу. Чтобы добиться этого, мы с вами будем последовательно ставить перед собой конкрет­ные задачи и рассматривать типичные ошибки, которые начинающий обычно совершает.
Постепенное усложнение условий катания, рост ско­рости, необходимость противостоять силам, воздействую­щие на лыжника при движении по склону, подведут вас к правильным, наиболее рациональным, а главное, естественным движениям на горе.

ЗАПОВЕДИ УЧЕНИКА ПРОГРЕССИВНОЙ ШКОЛЫ
Цель так называемой прогрессивной школы горно­лыжного обучения, утвердившейся ныне во многих аль­пийских странах, - приблизить горнолыжную технику к естественным движениям и рефлексам человека и тем самым сократить путь к свободному катанию с гор. В этой школе есть ряд новых элементов и методических приемов, которых не было в прежних программах обучения ту­ристов и которые явились результатом прогресса во всех областях горнолыжного спорта.
В чем же особенность прогрессивной школы обучения? Прежде всего в том, что она рассматривает катание на горных лыжах как единый процесс, а не набор от­дельных приемов, навыков и упражнений. Поэтому про­грессивная система обучения не признает шаблонов, сле­пого подражания, натаскивания. Вы должны понимать, как и с какой целью совершается то или иное движение, и приспосабливать его к себе.
Итак, первая заповедь начинающего горнолыжника: никаких жестких схем! Каждый начинает кататься так, как ему удобнее. Это вовсе не значит, что мы отказыва­емся с вами от определенных правил и приемов. Просто на первых порах надо дать возможность своему телу самому приспособиться к непривычной ситуации.
Хотите ставить ноги пошире? Пожалуйста. Вам удоб­нее нагнуться вперед? Ваше право! Вы на ходу баланси­руете широко расставленными руками? Пока и это до­пустимо. Главное, чтобы вы чувствовали себя раскованно и понимали, какой эффект дают те или иные движения. Вскоре, привыкнув к новому для вас положению на горе, вы сами откажетесь от большинства лишних движений и придете к оптимальной стойке (рис. 20): все суставы слегка согнуты, руки с согнутыми локтями выставлены вперед и разведены чуть в стороны, центр тяжести тела над серединой ваших ботинок.
Когда вы идете по улице или бежите по дорожке ста­диона, вы не думаете о том, как поднять и поставить но­гу, какую руку вынести впе­ред, какую назад. Для вас это естественная и единая совокупность движений, ко­торой вы автоматически (и мастерски!) владеете. Однако большинство движений лыжника на горе не являются для человека естественными, рефлекторными. Чтобы в совер­шенстве овладеть совокупностью этих движений, надо стать мастером-горнолыжником. То, что вам, начинающему, при­ходится расчленять, для умеющего едино. То, что для вас ново и необычно, для опытного горнолыжника привычно и естественно. Таким со временем станете и вы. Но запом­ните: принципы движений и у мастера и у новичка одни и те же.
Если вы захотите сразу подражать мастерам, у вас ничего не получится, как не получится бег у не научивше­гося ходить ребенка. Отсюда вторая заповедь: никаких пере­прыгиваний через ступеньку. Неосвоенный, пропущенный элемент техники неизбежно обернется серьезными труд­ностями в дальнейшем.
Нужны время, последовательность и постепенность, чтобы у начинающего выработались правильные мышеч­ные реакции на воздействие сил, возникающих при взаи­модействии лыж и снега. Технически более совершенный лыжник обладает большим запасом таких правильных реакций. Эти реакции, по существу, и являются «элемен­тами» горнолыжной техники.
Итак, специалисты давно пришли к выводу, что не существует техники для начинающих и техники для мас­теров - есть различные уровни владения единым процес­сом, именуемым «катание на лыжах с гор».
Это позволяет сформулировать еще одну заповедь начинающего: туристы не могут тренироваться и кататься как выдающиеся мастера, но они могут и должны у них учиться принципам современной техники.
Каждый новый прием должен соответствовать уровню вашей подготовки. Отсюда еще одна заповедь: не старай­тесь сразу ездить «красиво», старайтесь ездить надежно. Красота, элегантность движений придут вместе с естест­венностью и мастерством.
Мы уже говорили, что прогрессивная школа учит не только осваивать отдельные технические элементы, но понимать их сущность и взаимосвязь. Как? Зачем? Куда это ведет? С чем сочетается? Вот вопросы, которые вы должны постоянно задавать и на которые мы постараемся дать вам по возможности исчерпывающие ответы.
С самого начала вы должны увидеть перед собой конечную цель, которую, возможно, и не достигне­те, но к которой нужно стремиться. Эта цель, подобно маяку, поможет выбрать правильное направление и не сбиться с пути. Иными словами, надо с самого начала понимать конечную задачу, цель обучения и сознательно к ней идти.
Те, у кого есть тренер или опытный наставник, на­ходятся в более выгодном положении: преподаватель знает эту цель и последовательно ведет к ней ученика. А если у вас его нет? Если кроме огромного желания и плохонького инвентаря у вас ничего не имеется? Как не заблудиться в чаще наставлений, инструкций, советов, которыми изобилует тернистый путь новичка?
В этом случае вас может выручить только ваша соб­ственная грамотность, ваше правильное понимание воз­никающих задач.
Поэтому мы как можно раньше, буквально через десяток страниц, познакомим вас с техникой мастеров, в которой заложены все нужные элементы.
Итак, целенаправленность, ориентир на перспективу - еще одна особенность прогрессивной школы. Из нее выте­кает и очередная заповедь начинающего: надо не просто преодолевать возникающие трудности, но делать это с заглядом вперед, с пониманием того, что действительно вам пригодится для дальнейшего продвижения вверх по технической лесенке.
Наконец, прогрессивная школа концентрирует внима­ние на самом главном и существенном. Это также весьма важно для тех, кто занимается без инструктора, ибо позволяет свести к минимуму количество приемов, упражнений и терминов.

УЧИТЕСЬ «КАТАТЬСЯ С ГОЛОВОЙ»
Указанные особенности прогрессивной школы требуют от начинающих внутренней активности, заставляют думать, анализировать. Учитесь с самого начала «кататься с головой», активно привлекайте свое мышление и воображение к процессу катания. Прежде чем поехать с горы, сосредоточьтесь, проиграйте в уме всю цепочку необходимых движений, подготовьте мысленно нужные мышцы. Ведь можно часами и даже месяцами повторять одну и ту же ошибку, в то время как вдумчивый под­ход, постановка каждый раз четкой задачи помогут ее быстро устранить.
Дома, отдыхая, читая литературу по горнолыжному спорту, наблюдая за спусками спортсменов по телеви­зору, старайтесь закреплять и воспроизводить в памяти доступные вам нужные движения. Научитесь кататься «в своем воображении». Это даже доставит вам удоволь­ствие. А главное, такое «катание» быстрее подготовит вашу психику, сформирует в мозгу необходимые стерео­типы, которые помогут мышцам совершать правильные движения на склоне.
Со временем при спусках с гор, а тем более на спор­тивных трассах вам придется постоянно при­спосабливаться к различным ситуациям: пологий склон стремительно переходит в крутой, мягкий снег сме­няется жестким настом, а то и льдом, ровный скат пере­ходит в бугры... Вы должны будете быстро и правильно реагировать на меняющуюся обстановку - в этом сущ­ность подлинного технического мастерства. Именно здесь вам потребуются сосредоточенность, умение быстро сооб­ражать, хорошая горнолыжная память и воображение, а соответственно - владение различными техническими приемами и комбинациями. Скорость, рельеф, крутизна склона и качество снега будут определять стойку, работу ног, те или иные способы разгрузки, входа в поворот и т. п.
Но чтобы овладеть всем этим арсеналом, заставляй­те себя тренироваться не только на снегу. Не ленитесь делать имитационные упражнения, доводите новые движения до автоматизма. Без упорства и большо­го внутреннего желания вы не достигнете цели, какие бы совершенные учебные пособия и инвентарь вы ни приобрели.