Современная горнолыжная школа
УЧИТЬСЯ У МАСТЕРОВ
Горные лыжи. Давно ли считалось, что они доступны лишь отдельным сильным личностям и выдающимся спортсменам или, на крайний случай, пригодны для путешествий по горам с рюкзаком за плечами! Сегодня понятие горнолыжного спорта и туризма существенно изменилось. Горные лыжи на наших глазах стали популярнейшим спортивным увлечением молодежи.
Еще недавно мечтой горнолыжников-туристов был классический поворот на узко поставленных параллельных лыжах, а для более искусных - французский годиль или австрийский ведельн, т. е. серия быстрых, коротких сопряженных поворотов на двух ногах. Так раньше катались мастера. Сегодня так катаются туристы.
Техника мастеров продолжает совершенствоваться. Теперь редко увидишь вход в поворот на двух лыжах, как не встретишь фиксированных стоек, искусственных подготовительных движений, подпрыгиваний при разгрузке лыж, нарочитых боковых соскальзываний, считавшихся прежде обязательными. Спуски с гор становятся все более функциональными: никаких искусственных поз, максимальная опора на внутренние по отношению к повороту канты (резаный поворот), минимум движений туловищем, независимая работа ног. Все части тела горнолыжника готовы к движениям, которые диктуются рельефом склона, состоянием снега и скоростью, непрерывно меняющимися условиями спуска.
Вот почему с первых шагов надо учиться у мастеров свободе и естественности движений на склоне. Конечно, это достигается не сразу. Чтобы добиться этого, мы с вами будем последовательно ставить перед собой конкретные задачи и рассматривать типичные ошибки, которые начинающий обычно совершает.
Постепенное усложнение условий катания, рост скорости, необходимость противостоять силам, воздействующие на лыжника при движении по склону, подведут вас к правильным, наиболее рациональным, а главное, естественным движениям на горе.
ЗАПОВЕДИ УЧЕНИКА ПРОГРЕССИВНОЙ ШКОЛЫ
Цель так называемой прогрессивной школы горнолыжного обучения, утвердившейся ныне во многих альпийских странах, - приблизить горнолыжную технику к естественным движениям и рефлексам человека и тем самым сократить путь к свободному катанию с гор. В этой школе есть ряд новых элементов и методических приемов, которых не было в прежних программах обучения туристов и которые явились результатом прогресса во всех областях горнолыжного спорта.
В чем же особенность прогрессивной школы обучения? Прежде всего в том, что она рассматривает катание на горных лыжах как единый процесс, а не набор отдельных приемов, навыков и упражнений. Поэтому прогрессивная система обучения не признает шаблонов, слепого подражания, натаскивания. Вы должны понимать, как и с какой целью совершается то или иное движение, и приспосабливать его к себе.
Итак, первая заповедь начинающего горнолыжника: никаких жестких схем! Каждый начинает кататься так, как ему удобнее. Это вовсе не значит, что мы отказываемся с вами от определенных правил и приемов. Просто на первых порах надо дать возможность своему телу самому приспособиться к непривычной ситуации.
Хотите ставить ноги пошире? Пожалуйста. Вам удобнее нагнуться вперед? Ваше право! Вы на ходу балансируете широко расставленными руками? Пока и это допустимо. Главное, чтобы вы чувствовали себя раскованно и понимали, какой эффект дают те или иные движения. Вскоре, привыкнув к новому для вас положению на горе, вы сами откажетесь от большинства лишних движений и придете к оптимальной стойке (рис. 20): все суставы слегка согнуты, руки с согнутыми локтями выставлены вперед и разведены чуть в стороны, центр тяжести тела над серединой ваших ботинок.
Когда вы идете по улице или бежите по дорожке стадиона, вы не думаете о том, как поднять и поставить ногу, какую руку вынести вперед, какую назад. Для вас это естественная и единая совокупность движений, которой вы автоматически (и мастерски!) владеете. Однако большинство движений лыжника на горе не являются для человека естественными, рефлекторными. Чтобы в совершенстве овладеть совокупностью этих движений, надо стать мастером-горнолыжником. То, что вам, начинающему, приходится расчленять, для умеющего едино. То, что для вас ново и необычно, для опытного горнолыжника привычно и естественно. Таким со временем станете и вы. Но запомните: принципы движений и у мастера и у новичка одни и те же.
Если вы захотите сразу подражать мастерам, у вас ничего не получится, как не получится бег у не научившегося ходить ребенка. Отсюда вторая заповедь: никаких перепрыгиваний через ступеньку. Неосвоенный, пропущенный элемент техники неизбежно обернется серьезными трудностями в дальнейшем.
Нужны время, последовательность и постепенность, чтобы у начинающего выработались правильные мышечные реакции на воздействие сил, возникающих при взаимодействии лыж и снега. Технически более совершенный лыжник обладает большим запасом таких правильных реакций. Эти реакции, по существу, и являются «элементами» горнолыжной техники.
Итак, специалисты давно пришли к выводу, что не существует техники для начинающих и техники для мастеров - есть различные уровни владения единым процессом, именуемым «катание на лыжах с гор».
Это позволяет сформулировать еще одну заповедь начинающего: туристы не могут тренироваться и кататься как выдающиеся мастера, но они могут и должны у них учиться принципам современной техники.
Каждый новый прием должен соответствовать уровню вашей подготовки. Отсюда еще одна заповедь: не старайтесь сразу ездить «красиво», старайтесь ездить надежно. Красота, элегантность движений придут вместе с естественностью и мастерством.
Мы уже говорили, что прогрессивная школа учит не только осваивать отдельные технические элементы, но понимать их сущность и взаимосвязь. Как? Зачем? Куда это ведет? С чем сочетается? Вот вопросы, которые вы должны постоянно задавать и на которые мы постараемся дать вам по возможности исчерпывающие ответы.
С самого начала вы должны увидеть перед собой конечную цель, которую, возможно, и не достигнете, но к которой нужно стремиться. Эта цель, подобно маяку, поможет выбрать правильное направление и не сбиться с пути. Иными словами, надо с самого начала понимать конечную задачу, цель обучения и сознательно к ней идти.
Те, у кого есть тренер или опытный наставник, находятся в более выгодном положении: преподаватель знает эту цель и последовательно ведет к ней ученика. А если у вас его нет? Если кроме огромного желания и плохонького инвентаря у вас ничего не имеется? Как не заблудиться в чаще наставлений, инструкций, советов, которыми изобилует тернистый путь новичка?
В этом случае вас может выручить только ваша собственная грамотность, ваше правильное понимание возникающих задач.
Поэтому мы как можно раньше, буквально через десяток страниц, познакомим вас с техникой мастеров, в которой заложены все нужные элементы.
Итак, целенаправленность, ориентир на перспективу - еще одна особенность прогрессивной школы. Из нее вытекает и очередная заповедь начинающего: надо не просто преодолевать возникающие трудности, но делать это с заглядом вперед, с пониманием того, что действительно вам пригодится для дальнейшего продвижения вверх по технической лесенке.
Наконец, прогрессивная школа концентрирует внимание на самом главном и существенном. Это также весьма важно для тех, кто занимается без инструктора, ибо позволяет свести к минимуму количество приемов, упражнений и терминов.
УЧИТЕСЬ «КАТАТЬСЯ С ГОЛОВОЙ»
Указанные особенности прогрессивной школы требуют от начинающих внутренней активности, заставляют думать, анализировать. Учитесь с самого начала «кататься с головой», активно привлекайте свое мышление и воображение к процессу катания. Прежде чем поехать с горы, сосредоточьтесь, проиграйте в уме всю цепочку необходимых движений, подготовьте мысленно нужные мышцы. Ведь можно часами и даже месяцами повторять одну и ту же ошибку, в то время как вдумчивый подход, постановка каждый раз четкой задачи помогут ее быстро устранить.
Дома, отдыхая, читая литературу по горнолыжному спорту, наблюдая за спусками спортсменов по телевизору, старайтесь закреплять и воспроизводить в памяти доступные вам нужные движения. Научитесь кататься «в своем воображении». Это даже доставит вам удовольствие. А главное, такое «катание» быстрее подготовит вашу психику, сформирует в мозгу необходимые стереотипы, которые помогут мышцам совершать правильные движения на склоне.
Со временем при спусках с гор, а тем более на спортивных трассах вам придется постоянно приспосабливаться к различным ситуациям: пологий склон стремительно переходит в крутой, мягкий снег сменяется жестким настом, а то и льдом, ровный скат переходит в бугры... Вы должны будете быстро и правильно реагировать на меняющуюся обстановку - в этом сущность подлинного технического мастерства. Именно здесь вам потребуются сосредоточенность, умение быстро соображать, хорошая горнолыжная память и воображение, а соответственно - владение различными техническими приемами и комбинациями. Скорость, рельеф, крутизна склона и качество снега будут определять стойку, работу ног, те или иные способы разгрузки, входа в поворот и т. п.
Но чтобы овладеть всем этим арсеналом, заставляйте себя тренироваться не только на снегу. Не ленитесь делать имитационные упражнения, доводите новые движения до автоматизма. Без упорства и большого внутреннего желания вы не достигнете цели, какие бы совершенные учебные пособия и инвентарь вы ни приобрели.