Гимнастика



Гимнастика состоит из разнообразных, более простых и более сложных движений, которые складываются в различные комбинации. Гим­настика развивает самые различные группы мышц, совершенствует работу центральной нервной системы и органов чувств, выраба­тывает у человека способность точно соразме­рять силу, скорость и направление своих дви­жений. При этом совершенствуется не только двигательный аппарат, но и работа внутрен­них органов.
Гимнастика является основой физического воспитания. Она должна быть обязательным элементом тренировки и общего развития каж­дого спортсмена.
Принято различать следующие виды гим­настики: основную, гигиеническую, спортив­ную, художественную и акробатику. Кроме того, существует еще так называемая вспомо­гательная гимнастика, которая в свою оче­редь подразделяется на спортивно-вспомога­тельную, помогающую спортсменам добиваться больших успехов в том или ином виде спорта, гимнастику на производстве и лечебную гимнастику, применяемую при ряде заболе­ваний.

УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (ЗАРЯДКА)
Каждый человек, независимо от возраста, должен начинать день десятиминутной гигие­нической гимнастикой. Это незаменимое сред­ство укрепления здоровья и повышения работо­способности. Утреннюю гимнастику называют «зарядкой», и она действительно «заряжает» человека бодростью и энергией.
Недаром В. И. Ленин в письме к своей сестре М, И. Ульяновой советовал: «А главное, не забывай ежедневной обязательной гимнастики, заставляй себя проделать по нескольку десят­ков (без уступки!) всяких движений! Это очень важно!».
Широко известны слова К. Е. Ворошилова: «Кто не занимается регулярно физической тренировкой, тот уподобляется человеку, со­знательно решившему состариться к 45 годам и форсировать свое одряхление».
Великий русский поэт А. С. Пушкин отли­чался крепким сложением и хорошим здоро­вьем. Этому способствовали постоянные заня­тия гимнастикой. П. В. Анненков писал: «Физическая организация молодого Пушкина, крепкая, мускулистая и гибкая, была чрез­вычайно развита гимнастическими упражне­ниями».
Утренняя гимнастика помогает организму перейти от сна, от состояния разлитого тор­можения головного мозга к трудовой «на­строенности» центральной нервной системы. Во время зарядки в действие включаются раз­личные группы мышц. Из мышц, сухожилий, суставов импульсы (волны возбуждения) на­правляются в мозг, который в ответ на это уси­ливает работу сердечно-сосудистой системы, легких и других органов.
Утреннюю гимнастику надо делать нато­щак, в хорошо проветренной комнате или на открытом воздухе, в одних трусах или в самой легкой одежде. Очень хорошо делать зарядку под музыку и по указаниям инструктора, которые каждое утро в определенные часы передаются по радио. Можно также пользо­ваться граммофонными пластинками, на кото­рых записаны указания инструктора с «музы­кальным сопровождением».
Особое внимание нужно обращать на обуче­ние правильному дыханию. Лучшее положение для вдоха: человек стоит на широко расста­вленных ногах с отклоненными несколько назад головой и туловищем, а грудью вперед с ру­ками на поясе. Лучшее положение для выдоха: человек стоит так, что стопы соприкасаются, руки опущены, туловище несколько наклонено вперед. Очень полезно дыхание с удлиненным выдохом, так как при этом увеличивается вентиляция легких.
Выполняя упражнения, необходимо следить за ритмичностью дыхания, которое ни в коем случае нельзя задерживать. При появлении: одышки нужно сделать перерыв.
За гимнастикой обязательно должно сле­довать влажное обтирание или обливание или душ.
В конце этой главы приведены комплексы упражнений для начинающих заниматься утренней гигиенической гимнастикой.

ГИМНАСТИКА В СРЕДНЕМ И ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Нередко люди, в молодости занимавшиеся гимнастикой, в возрасте 40-50 лет бросают ее. Между тем именно в это время гимнастика имеет очень большое значение для укрепления здоровья и помогает увеличить продолжитель­ность активной трудовой жизни.
Почему в пожилом возрасте движения ста­новятся более медленными и неловкими?
Основная причина этого не столько старе­ние мышц, костей и связок, сколько главным образом отсутствие упражнения, меньшая по­движность многих пожилых людей. Из-за этого ухудшается управление движениями со сто­роны высших отделов центральной нервной системы. Систематическая гимнастика, прово­димая по специальной методике для пожилых людей, благотворно влияет на сердце, крове­носные сосуды и нервную систему, улучшает обмен веществ, снижает вес тела у тех, кто склонен к тучности, исправляет осанку тела и походку, создает бодрое настроение и повы­шает трудоспособность.
О задачах гимнастики в любом возрасте мы уже говорили. Кроме того, в пожилом воз­расте особенно важно при помощи гимнас­тики улучшать работу выс­ших отделов нервной си­стемы, бороться с воз­растной атрофией послаб­лением мало работающих в обычных условиях мышц, помогать движению крови и лимфы, улучшать дыха­ние и обмен веществ.

ГИМНАСТИКА НАПРОИЗВОДСТВЕ
И. М. Сеченов доказал, что лучшим средством вос­становления сил и работо­способности является но пассивный, а активный от­дых, когда работают те мышцы, которые раньше совсем не участвовали или мало участвовали в дви­жениях. Опыты И. M. Се­ченова наглядно объясня­ют полезное действие спе­циально подобранных фи­зических .упражнений во время кратковременных перерывов на протяжении рабочего дня. Эти так на­зываемые физкультурные паузы очень благоприятно отражаются на здоровье рабочих и на их работоспо­собности, снижают трав­матизм и производствен­ный брак. Можно привес­ти многочисленные примеры повышения про­изводительности труда на тех предприятиях, где регулярно проводится гимнастика во время перерывов в работе.
Так же благоприятно действует и пяти­минутная вводная гимнастика перед началом работы. Она уменьшает время «вхождения в ра­боту», помогает рабочему быстро войти в долж­ный темп и ритм выполняемых трудовых опе­раций. После вводной гимнастики работа идет легче, меньше утомляет.
Комплексы упражнений для вводной гимнастики и физкультурных пауз должны под­бираться специалистом-инструктором в зави­симости от вида труда. При этом надо учиты­вать положение тела во время работы, а так­же то, на какие группы мышц падает большая на­грузка во время работы и какие мышцы в это вре­мя мало участвуют или совсем не участвуют в дви­жениях.
Так, например, работа токарей, фрезеровщиков, строгальщиков, револь­верщиков, сверловщиков и представителей ряда дру­гих профессий связана с длительным напряжением мышц туловища и ног. По­этому лицам, выполняю­щим такие работы, реко­мендуется во время физ­культурных пауз выпол­нять упражнения, связан­ные главным образом с ра­ботой других мышц: 1) мед­ленное потягивание с глу­боким дыханием; 2) прыж­ки или бег на месте; 3) расслабление мышц рук и ног; 4) поклоны и поворо­ты туловища; 5) упраж­нения на точность движе­ний и внимание.
Если работа произво­дится сидя, надо для физ­культурной паузы подо­брать упражнения, связан­ные преимущественно с движениями мышц ног и туловища. Если работа связана с постоянными движениями рук, надо во время физкультурной пау­зы предоставить отдых рукам и ввести в дей­ствие мышцы туловища и ног и т. д.
Комплексы упражнения желательно менять каждые 10-15 дней, причем упражнения должны постепенно усложняться, но при этом нужно следить за тем, чтобы выполнение их не вело к утомлению, а, наоборот, создавало ощущение бодрости.
Физкультурную паузу в цехе можно прово­дить один-два раза в течение рабочего дня по 5-7 минут.
Особенно полезно устраивать физкультур­ные паузы каждые 2-3 часа для работников умственного труда, у которых сидячее поло­жение тела вызывает застой крови в венах. Во время физкультурной паузы нужно выпол­нять простые и не требующие чрезмерного напряжения гимнастические упражнения.

ЧЕРЕЗ ГИМНАСТИКУ К СПОРТУ
Разнообразные гимнастические упражнения способствуют гармоничному развитию муску­латуры и благоприятно сказываются на всех органах. Кроме того, гимнастика служит средством для общей физической подготовки организма к специальным спортивным упраж­нениям. Занятия спортом ведут к более высо­кому совершенствованию в выполнении отдель­ных физических упражнений, к достижению максимальных результатов в этом отношении. Соревнования спортсменов, стремление добить­ся победы, чувство удовлетворения в связи со спортивными достижениями - все это де­лает разные виды спорта еще более привле­кательными и интересными.