Финишное ускорение



Мастера прошлого хорошо знали: нет более нудной, муторной и менее увлекательной работы, чем заключительные операции по доводке поверхности до идеального блеска и высочайшей степени гладкости. Первые механические устройства облегчили этот труд, но лишь современные
электрические машины придали ему поистине финишное ускорение.

ОТ ТЕОРИИ...
Машинное шлифование - это процесс механической обработки материала с помощью абразивного инструмента, всем известной наждачной бумаги (иначе - шкурки), содержащей целую гамму режущих зерен, своеобразных мини-резцов. Чем меньше эти резцы, тем более качественной получается обработанная поверхность. Для удобства подбора абразива его нумеруют в соответствии с размерами зерна, его твердостью и видом используемой связки. Крепление абразивного материала осуществляется с помощью зажимных устройств, специфичных для отдельных видов ручных машин. В плоскошлифовальных в последнее время широко применяется быстродействующее крепление типа "липучка". Абразивный материал обычно систематизируют по видам обрабатываемых поверхностей: а) краски, лаки, шпаклевки; б) дерево; в) металл; г) камень, бетон и стекло. Широкий выбор зернистости шкурки позволяет
осуществлять как грубое шлифование, так и полирование до блеска. Для поверхностной обработки материала наиболее широкое применение нашли два типа машин: плоскошлифовальные непрерывного и вибрационного действия и ленточно-шлифовальные непрерывного действия с абразивной лентой, натянутой между ведущими и натяжными шкивами (барабанами).
Электропривод машин обычно оснащен электронными системами управления, обеспечивающими изменение скорости и стабилизации частоты вращения. В приводе ряда моделей используют два скоростных режима: один для грубой обдирки со снятием значительного слоя материала, другой - для финишной доводки и полировочных работ. В машинах непрерывного действия привод обеспечивает вращательное движение рабочей платформы, выполненной в виде диска с закрепленной на нем шкуркой, или ведущего барабана лентопротяжного механизма. В приводе машин вибрационного действия используют эксцентриковые и кулачковые преобразовательные механизмы, обеспечивающие колебания платформы с постоянным значением амплитуды. В большинстве устройств используется по одному такому преобразовательному механизму. Однако имеются машины и с двумя степенями установки эксцентриситета, например, 3 и 6 мм, для тонкого и грубого шлифования соответственно (модель D26410 фирмы DE WALT). Привод большинства вибрационных машин реализует движение рабочей платформы по двум координатам поверхности обработки. Существуют также машины осе¬вого шлифования, которые в ряде случаев дают лучшие результаты при чистовой обработке деревянных поверхностей, например, со сложным профилем (криволинейных).
Плоскошлифовальные машины в значительной мере различаются конструктивно. По траектории движения рабочей платформы они делятся на круговые, орбитальные и осевые (возвратно-поступательные). Главным параметром плоскошлифовальной машины являются размеры ее рабочей платформы, геометрию которой, в свою очередь, определяет область ее использования. С помощью прямоугольных или круглых платформ обрабатывают легкодоступные открытые поверхности значительной площади. С помощью треугольных или других форм с выступами - труднодоступные места. К числу других важных параметров относят мощность установленного двигателя, а также частоту и амплитуду колебаний рабочей платформы. При обработке различных материалов рекомендуют использовать различные режимы колебаний по частоте и по амплитуде.
Ленточно-шлифовальная машина - электроинструмент непрерывного действия, предназначенный для обработки поверхностей с помощью абразивной шкурки, выполненной в виде ленты, натянутой между ведущим и натяжным барабанами; внутренняя ее поверхность опирается на подошву. Наиболее часто используются машины с нижним расположением ленты. В действие она приводится ведущим барабаном, получающим вращение от электропривода с помощью зубчатых, червячных или ременных передач. Выбор скоростного режима и номера абразива ленты зависит от характеристик обрабатываемого материала.
Ленточно-шлифовальные машины выпускают в двух конструктивных исполнениях - с продольным и поперечным расположением двигателя. Для первого случая характерно крепление основной рукояти сзади, а для второго - сверху. Вспомогательная рукоять (передняя ручка) всегда находится над верхним натяжным барабаном. Машины с поперечным расположением двигателя обычно несколько шире, короче и зачастую выше (за счет передней ручки) таких же машин, но с продольным расположением. Их увеличенная ширина обеспечивает большую устойчивость в поперечной плоскости, что исключает возможность шлифования торцевой частью абразивной ленты (это приводит к образованию глубоких следов на поверхности обрабатываемого материала). Центр тяжести у таких машин расположен на вертикальной оси, проходящей через центр подошвы. Для удобного управления ленточно-шлифовальной машиной важно правильно установить ее ленту - строго вдоль продольной оси машины, совпадающей с продольной осью подошвы, и зафиксировать ее с помощью специального устройства. Для предотвращения схода ленты в поперечном направлении барабаны имеют особую бочкообразную форму с диаметром в центральной части на 0,05 мм больше, чем по краям. Главным параметром ленточно-шлифовальной машины являются размеры подошвы, задаваемые ее шириной и длиной, а также характеристики ленты.
... К "СОВЕТАМ БЫВАЛОГО"
• Главное, чтобы инструмент был "по руке". Цена, мощность, обороты - это тоже главное, но работать приходится с тем, что мы держим в руках - насколько крепко, надежно и, по возможности, меньше уставая.
• Практичны машины, у которых дополнительную рукоятку можно прикрутить и справа, и слева. Дело тут даже не в заботе о левшах, а в том,
с какой стороны бывает удобнее подобраться к поверхности большого изделия или участку пола, стены, потолка. Из плоскошлифовальных машин хороши те, чью переднюю ручку можно снимать и переносить на верх корпуса. Это незаменимо при работе в углах и "в стык" со стеной.
• Общее правило при шлифовке гласит: на маленьких скоростях есть смысл аккуратно "точить" древесину (или пластмассу), а на больших - зачищать металлы от ржавчины или даже просто подгонять заготовку под требуемый размер.
• Для обработки каждого вида материала важно подбирать свою скорость. Для твердых пород дерева одна, для мягких - другая, для металла - третья. Изделия из легкоплавкой пластмассы шлифуют на самой низкой скорости. "Всеядность" вашей машины зависит именно от нижнего показателя скоростного диапазона (в идеале - до нулевого значения).
• Из дополнительных принадлежностей к шлифмашине интересен параллельный упор. С помощью него можно вышлифовать ровную полосу на поверхности. Для обработки скосов пригодится другой вид упора, отклоняемый под углом по 45°.
• Чревато надолго оставлять работающую машину на одном месте - могут появиться углубления. Чтобы об этом не думать, снизу на корпус полезно установить специальную шлифовальную рамку.
• Приветствуется электронная система поддержания постоянной скорости под нагрузкой. Лучшая производительность - это большая производительность!
• Если после работы с деревом вы переходите к обработке металла, сначала тщательно удалите всю древесную пыль. От выбившейся искры она может загореться.

Анатолий ДРОЗДОВ