Фары



Схема работы ближнего света фары с двухнитевой лампой.В современном автомобиле можно насчитать более полусотни всевозможных ламп, лампочек и светодиодов. Часть из них предназначена для освещения дороги впереди и позади машины, другая часть - для обозначения габаритов, третья - для того, чтобы информировать окружающих о намерениях водителя, четвертая - для освещения салона, его закутков, панели приборов, багажника, моторного отсека, пятая - сигнальные лампы. Сегодня речь пойдет о лампах так называемого головного света - фарах.

Любая автомобильная фара состоит из корпуса, отражателя, рассеивателя и источника света, которым обычно служит лампа накаливания или газоразрядная лампа. Иногда отражатель, рассеиватель и источник света объединены в неразъемную конструкцию, называемую лампа-фара. Ее преимущество состоит в том, что раскаленная спираль находится в большом объеме газа, и за счет этого лампа лучше охлаждается. Кроме того, лампы-фары герметичны, поэтому у них не портится зеркальная поверхность отражателя и не загрязняется рассеиватель. Однако, когда такая лампа-фара перегорает, а это, увы, случается, приходится менять ее целиком. Стоит же такое изделие в пять-семь раз больше самой дорогой галогенной лампы для обычных фар.

Несмотря на большое разнообразие, все фары по конструкции можно разделить на две группы: с подвижным или неподвижным рассеивателем. К первой относятся знакомые всем автолюбителям фары "Жигулей" первой модели. У них корпус фар неподвижен относительно кузова, а отражатель с Схема работы дальнего света фары с двухнитевой лампой.рассеивателем и лампой может наклонять ся вверх-вниз и поворачиваться вправо-влево. Направление светового пучка регулируется обычно двумя винтами, расположенными на корпусе фары снаружи. Кому хоть раз приходилось это делать, прекрасно знает, как трудно бывает провернуть тонкие, насмерть заржавевшие регулировочные винты на старой машине. В фарах с неподвижным рассеивателем направление светового потока тоже задается положением отражателя и лампы, но регулировочные винты защищены от грязи и воды, поскольку обычно находятся под капотом.

Ближний и дальний свет могут давать две разные фары или одна - с двухнитевой лампой. Нить дальнего света располагается в ней точно в фокусе отражателя и полностью открыта, а нить ближнего света находится чуть дальше фокуса и закрыта снизу небольшим металлическим экраном, поэтому свет от нее попадает только на верхнюю часть отражателя. Край экрана проецируется на дорогу как линия раздела "свет-тень". При такой схеме свет фар распределя ется по типу "тень выше, свет ниже" с вполне приемлемой освещенностью и в то же время не слишком ослепляет встречных водителей.

Маркировка отечественных и импортных ламп автомобильных фар (на цоколе лампы).Сегодня используются в основном галогенные двухнитевые лампы, а лампы с инертными наполнителями практически забыты. Главное преимущество галогенных ламп заключается в том, что их внутренняя поверхность со временем не темнеет. Светоотдача у них выше, чем у обыкновенных, например, лампа категории R2 (такие используются в "жигулевских" фарах) при мощности 55/50 Вт (соответственно ближний и дальний свет) выдает световой поток в пределах 400-550 лм (люмен - единица светового потока), а близкая к ней по мощности галогенная лампа категории Н4 мощностью 60/55 Вт - в пределах 1000-1650 лм. Немаловажно и то, что по сроку службы галогенные лампы превосходят обычные почти вдвое.

Не так давно в автомобильные фары стали устанавливать ксеноновые газоразрядные лампы. Они весьма надежны и обладают еще большей светоотдачей (при электрической мощности 35-40 Вт световой поток достигает 3200 лм). Срок службы газоразрядных ламп - 1500 часов. Но чтобы они работали, автомобильных 12-ти вольт не хватает, нужны специальные электронные системы управления и преобразователи напряжения, дающие от 10 до 20 кВ.

Маркировка отечественных и импортных автомобильных фар (на стекле фары).

Проверьте герметичность фары после замены лампы. Если герметичность нарушена, на отражатель попадает грязь. А поскольку внутри работающей фары температура повышена, грязь пригорает. Очистить "внутренности" фары после этого невозможно, ее остается только менять.

Не увлекайтесь лампами повышенной мощности. Некоторые автолюбители ставят на "Жигули" лампы мощностью 130/120 Вт. Они дают очень незначительное увеличение освещенности по сравнению со штатными лампами (при правильной регулировке фар), а последствия возникают самые нежелательные. Прежде всего, фары начинают перегреваться, от этого оплавляются лампы, идет коробление отражателей и выгорание их зеркального покрытия. Кроме того, подгорают и оплавляются контакты электропроводки и реле, возрастает нагрузка на генератор.

Следите за состоянием контактов на проводах, ведущих к фарам. Особенно внимательно стоит отнестись к так называемому массовому проводу, соединяющему металлический корпус фары с кузовом. Даже незначительный слой окисла в месте крепления этого провода к кузову или корпусу фары существенно снижает силу света. Из-за этого фара может полностью отключиться.

Не устанавливайте на автомобиль дополнительные мощные фары - они перегружают генератор. Помните, что их можно ставить только в определенных зонах, строго оговоренных в Правилах дорожного движения. Если вы все-таки решили поставить на машину дополнительные фары, обязательно подключайте их через реле. Стандартные отечественные реле подходят для любых импортных фар.

В заключение приведем несколько советов по оснащению автомобиля световыми приборами и уходу за ними, которые помогут автолюбителям уверенно чувствовать себя на дороге в темное время.

* Для того, чтобы фары светили ярко, они должны быть чистыми. Даже небольшое загрязнение стекол может снизить освещенность дороги впереди автомобиля в 3-4 раза.
* Загрязненные фары следует мыть, а не протирать "всухую". Не только грубые, но и легкие царапины на стекле способны существенно снизить освещенность дороги.
* Не стоит надевать на фары пластмассовые колпаки, они в два-три раза снижают световой поток и существенно нарушают тепловой режим.
* Не ставьте в фары цветные лампы (они бывают желтые, голубые и синие). Ничего, кроме уменьшения светоотдачи, цветное стекло не дает.
* Устанавливая в фару галогенную лампу, не касайтесь ее колбы. Легкий жировой налет от пальцев начнет пригорать и замутнит стекло. Нагар неизбежно ухудшит условия охлаждения лампы, и она в скором времени оплавится.

Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ.

Подробности для любознательных
АВТОМОБИЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПОЯВИЛОСЬ НЕ СРАЗУ...

Сейчас трудно себе представить, что первые автомобили обходились без источников света. Никому и в голову не приходило передвигаться на самобеглой коляске ночью. И днем-то ездить было опасно, а в темноте - и подавно. Но время шло, автомобиль из диковиной игрушки постепенно превратился в полноценное транспортное средство, а транспорт, как известно, нужен в любое время суток.

Первым делом к машине попробовали приделать керосиновые фонари. Но они давали слишком мало света и решали, скорее, проблему обозначения габаритов автомобиля, а не освещения дороги. Значительно лучше с этой задачей справлялись ацетиленовые светильники, которые к началу ХХ века успешно использовали как паровозные прожекторы. Примерно такие же прожекторы, только меньшего размера, начали ставить на автомобили. Бак для получения ацетилена из карбида кальция устанавливали на подножке со стороны водителя. Чтобы включить фары, ему (или механику) приходилось вручную открывать кран подачи ацетилена, выходить из машины, открывать фары и зажигать в них горелки спичкой.

В начале 1920-х годов на автомобилях стали появляться электрические фары. Они в это время представляли собой обычный прожектор и даже при сравнительно небольшой мощности ламп (не более 30-40 Вт) нещадно слепили водителей встречных машин. Боролись с этим разными способами. При разъезде со встречной машиной фары наклоняли вниз (для этого даже были разработаны специальные рычажные, тросовые и гидравлические механизмы). Существовали и другие корректоры света в фарах. К примеру, накал ламп снижали с помощью реостата. Его рычажок выводили на панель приборов, и водитель мог регулировать им яркость свечения фар. Понятно, что и тот, и другой способы существенно затрудняли управление машиной в ночное время, ведь работа с механизмами управления фарами отвлекала водителя, да и установить фары точно в исходное положение удавалось не всегда.

В это же время на некоторые дорогие машины стали устанавливать разные фары для дальнего и ближнего света. Они имели разную мощность: дальний свет - 30-50 Вт, ближний - 20-30 Вт. "Ближние" фары наклоняли так, чтобы они освещали дорогу в 15-20 метрах впереди машины, а "дальние" светили на 40-60 метров.

Ничего принципиально нового с тех пор не придумали. Остались и корректоры фар, и разделение света на ближний и дальний. Правда, техническое исполнение этих приемов ушло далеко вперед и достигло такого совершенства, что узнать в современной фаре паровозный прожектор уже невозможно.