ПЕТЕЛЬКА ЗА ПЕТЕЛЬКОЙ
Зная особенности различных элементов структуры трикотажа, можно спроектировать не только внешний вид, но и различные свойства трикотажного полотна.
Как создается полотно
Современные трикотажные полотна отличаются большим разнообразием. Подчас они представляют собой замысловатые структуры, напоминающие то сплетенные лианы или водоросли, то сложную вязь, похожую на хитросплетения кельтских орнаментов. Они могут быть мягкими и тонкими, как старинные кружева или упругими и жесткими, как средневековые кольчуги. Однако, несмотря на внешнюю непохожесть, все трикотажные полотна вырабатываются с использованием только трех элементов структуры: петель, набросков и протяжек. В некоторых переплетениях могут также присутствовать отрезки нитей, которые отличаются по форме от элементов структуры. Трикотажное полотно получается путем соединения элементов петельной структуры в определенной последовательности. Тип этого соединения, то есть способ взаимосвязи отдельных элементов, и определяет вид переплетения трикотажа.
Элементы структуры трикотажа
Петля — это участок изогнутой нити замкнутого контура, основной элемент в структуре трикотажа. По горизонтали они образуют петельные ряды, а по вертикали — петельные столбики. Форма петель (более округлая или более жесткая) зависит от упругих свойств пряжи или нитей, а также от вида переплетения. Петли могут быть открытые (как у кулирной глади) или закрытые. Последние более характерны для трикотажа основовязаных переплетений. В трикотаже различных переплетений, выработанном из одинаковой пряжи, петли отличаются по форме и размерам. Они также могут
отличаться по размеру даже в пределах одного переплетения. Например, в жаккардовом трикотаже петли могут быть разной высоты, в прессовом трикотаже могут вытягиваться в процессе вязания изза перетяжки нитей из соседних петель в прессовую петлю.
Набросок — незамкнутый снизу отрезок нити («непровязанная петля»). Этот элемент структуры характерен для трикотажа ажурных и прессовых переплетений. В ажурном трикотаже при переносе петель образуются отверстия, расположенные по рисунку. Набросок может образовываться на месте одной петли или двух. Ажурные отверстия делают полотно более тонким, прозрачным и легким. В прессовом трикотаже наброски образуются путем набора непровязанных петель на одной игле. Набросок может быть один или более. Прессовые петли с набросками стягивают трикотаж, делают его более рыхлым, объемным и растяжимым. Форма наброска, как и петли, зависит от свойств пряжи или нитей, а также от вида переплетения.
Протяжки — это отрезки нитей, соединяющие отдельные петли между собой. Они могут соединять между собой соседние петли или петли, отстоящие друг от друга на один или несколько петельных столбиков, т.е. могут быть довольно длинными. Например, в трикотаже жаккардового переплетения присутствуют протяжки различной длины.
Наличие длинных протяжек делает трикотаж менее растяжимым и несколько увеличивает его толщину.
Рисунчатые переплетения
Рисунчатые переплетения создают различные внешние эффекты на трикотажном полотне. Их можно условно разделить на несколько групп:
• полотна разреженных структур;
• полотна объемных структур;
• полотна с рисунком из петель различного цвета или вида;
• двухслойные полотна.
К переплетениям, образующим полотна разреженных структур, можно отнести ажурные, неполные и неравномерные. Рисунчатый эффект в этом случае образуется за счет образования ажурных отверстий, «дорожек» из спущенных петель или вследствие увеличения размера отдельных петель. Для такого трикотажа характерен малый расход сырья, они тонкие, легкие и прозрачные.
Полотна объемных структур получают на базе прессовых и рельефных переплетений. К последним относят разнообразные «косы», «жгуты» и другие подобные фактуры, пришедшие из ручного вязания. Для таких переплетений характерны перекрещивающиеся петли, группы петель, а иногда и целые участки трикотажного полотна, что ведет к увеличению толщины трикотажа. Трикотажные изделия, связанные таким образом, получаются объемные, теплые, немного тяжелые.
Трикотаж с узором из петель разного цвета получают, используя жаккардовые переплетения, а также переплетения с интарсией. Как правило, жаккардовые переплетения используют для получения мелкоузорчатых эффектов. Трикотажем с интарсией называется кулирный трикотаж, участки узора которого образованы из различных по виду или цвету нитей, соединенных встык, как в ручном вязании. Это переплетение используют, если необходимо получить изделие с рисунком, состоящим из больших участков разного цвета.
К двухслойным переплетениям можно отнести платированные, плюшевые и футерованные. Их особенность в том, что на лицевой и изнаночной сторонах трикотажа располагаются нити различного вида. При этом фактура лица и изнанки зависит от вида переплетения. Например, если платированное переплетение на базе глади вяжется с использованием двух нитей различного цвета, то лицо и изнанка полотна будут аналогичны лицу и изнанке глади, но будут отличаться по цвету.
Трикотажные полотна плюшевых и футерованных переплетений с одной стороны гладкие, а с другой имеют ворс из увеличенных протяжек или футерные нити. Эти переплетения интересны тем, что благодаря их свойствам можно получать трикотажные изделия, у которых лицо и изнанка будут из пряжи или нитей различного цвета, вида и состава сырья, а. следовательно, внешний вид и характеристики лицевой и изнаночной сторон будут различны.
Комбинированные переплетения
Рисунчатые переплетения образуются, как правило, за счет применения какоголибо одного приема комбинирования элементов структуры трикотажа.
Если же при выработке полотна применяются два или более разных приемов, такие переплетения относят уже к комбинированным. Их получают путем сочетания рядов, столбиков или участков, связанных главными, производными или рисунчатыми переплетениями в различных комбинациях. Число вариантов очень велико, особенно если в одном полотне сочетаются признаки нескольких переплетений. Комбинированные переплетения предоставляют огромные возможности для создания различных узорных эффектов, и фантазия дизайнера, проектирующего трикотажные полотна и изделия, может быть ограничена только техническими характеристиками вязальных машин.