ДРУГ ИЛИ ВРАГ?



В разных местах, в разное время года, при различных условиях окружающей среды и прочих условиях дятлы ведут себя иной раз непредсказуемо.
Даже среди ученых не прекращается спор: чего больше от дятла - вреда или пользы? В то же время существует авторитетное мнение, что действия любой птицы нельзя оценивать с точки зрения человека, который в поступках пернатых ищет только выгоду. Гораздо важнее другое: выгодно то или иное действо для самой птицы?
Зимой большой пестрый дятел питается обычно еловыми и сосновыми семенами. Если урожай шишек небольшой, дятел может сорвать их с дерева все до единой. Разумеется, лесоводы считают, что это очень плохо для леса. Однако, посмотрев на явление с точки зрения зоолога-охотоведа, можно сказать, что дятел совершает благо. Не все сорванные с елки шишки птица расклевывает, немало роняет на землю. На земле шишки не высыхают и не раскрываются. Таким образом, благодаря дятлу в оброненных шишках сохраняются семена, а это очень хорошо для белки на случай бескормного, голодного для нее года. Грызунья подберет оброненные дятлом шишки, достанет семена - и будет сыта.
Известный орнитолог Борис Николаевич Благосклонов писал о том, как дятел меняет повадки и привычки в связи с активной деятельностью человека в природе.
Там, где в лесу широко применяются инсектициды, резко возрастает численность тлей. Яды губят естественных врагов этих насекомых, а сами тли выживают. И получают феноменальные условия, чтобы размножаться в баснословных количествах. Дятел, как и некоторые другие птицы, быстро научился кормиться тлями и кормить ими своих птенцов. Найдя новый обильный корм, птица сильно увеличивается в численности. Это как бы хорошо.
Однако в жизни случается немало противоречий.
Мы знаем, что лето в Подмосковье бывает то жарким, то прохладным. Если в июне дни холодные, тля не размножается. А ведь июнь - самый птенцовый месяц: почти в каждом гнезде пищат малыши, есть просят. И если нет тли, то для дятла, привыкшего ею кормиться и кормить потомство, наступает голодное время. Что делать?
Дятел становится хищником, чего раньше за ним не замечалось. В лесах Звенигородской биостанции МГУ, где развешано немало птичьих дуплянок, да и сами птицы вьют гнезда, большой пестрый дятел ведет себя в холодное лето как настоящий разбойник: раздалбливает летки птичьих домиков и вытаскивает беспомощных птенцов. Чаще всего дятлы воруют малышей у мухоловки-пеструшки и у синички-гаички. Но и других мелких певчих птиц не оставляет в покое. Однажды, когда ученые обследовали все гнезда, оказалось, что каждое четвертое было разграблено. Новоявленные хищники убивают даже слетков. Если оперившийся птенец при нападении разбойника умудряется выскочить из гнезда, дятел ловит беглеца на земле и съедает.
Разумеется, мелкие птицы, населяющие звенигородский лес, не стали долго терпеть разбой. Научились давать отпор. Как только птицы замечают приближение дятла к гнезду, они встречают его как хищника: дружными совместными усилиями стараются отогнать врага.
Но можно привести пример, когда дятел выступает как друг леса.
Долгое время считали очень вредным самого крупного из дятлов - черного, или желну. Почему?
Своим могучим клювом черный красавец способен продолбить огромные дыры в стволе самой толстой ели в лесу. Способность желны в этом поразительна. Известен случай, когда в вольере Московского зоопарка привезенный из леса черный дятел за одну ночь разнес в щепы угол деревянного каркаса. Пришлось обивать деревянные стойки железом, а для птицы ставить в вольер двухметровые чурбаки, от которых в скором времени ничего не оставалось, кроме щепок.
Именно за разрушительную работу в лесу, когда желна пробивает в стволах зияющие дыры, птицу невзлюбили лесоводы. Но оказывается, нелюбовь эта основывается на неточных наблюдениях.
Орнитологи провели тщательные исследования и выяснили, что черный дятел не трогает здоровые деревья, а дыры пробивает только в больных, зараженных гнилью деревьях. В таком больном стволе заводятся точильщики - огромные головастые муравьи из рода кампонотус. Насекомые без устали грызут древесину и проделывают в стволе множество ходов. Дерево постепенно слабеет, и в конце концов обреченную ель ломает ветром.
Обнаружив заселенную муравьями елку, черный дятел пробивает в стволе ниши. Насекомые выбегают на стук клюва, а птица ловит их и съедает. Желна охотится за муравьями до тех пор, пока ни одного из них в стволе не остается.
А пробитые птицей дыры в стволе затягиваются смолой, и ель продолжает жить.