Фототипия



Это еще один безрастровый способ печати, основанный на изменении способности желатинового слоя воспринимать воду.
При фототипии (иногда может встретиться название «желатиновый процесс») использовались печатные формы, представляющие собой стекло, покрытое слоем желатина, содержащего бихроматы щелочных металлов (К2Сг207, Nа2Сг207). Соли хрома обладают некоторой светочувствительностью (свойством разлагаться на свету). При экспонировании формы на свету бихроматы разлагаются в открытых пробельных областях и сохраняются в неосвещенных печатных. Затем форма подвергается увлажнению. Области, в которых мало солей хрома, легко набухают. Там же, где сохранились бихроматы, желатиновый слой оказывается задубленным и слабо впитывает воду. Набухшие пробельные области оказываются невосприимчивыми к краске, задубленные печатные области, наоборот, хорошо воспринимают красящий раствор, затем отдают его бумаге.
На получающемся изображении без использования лупы совсем не видно растра, то есть оттиски получаются полностью фотореалистичными. Если посмотреть на такое изображение через лупу, чтобы различить структуру оттиска, то будет видно, что здесь мы имеем дело с еще одним очередным предшественником современного стохастического растра. Похожий вид имеют изображения, полученные с применением механизмов частотно-модулированного растрирования с варьированием не толь частоты, но и размера точек. Для фототипии характерна очень точная передача плавных и мягких растровых переходов, встречающихся, например, при репродуцировании акварели. Не менее хорошо воспроизводятся рисунки, выполненные карандашной штриховкой и т.д.
Этот способ довольно дорогой и нетиражестойкий. С желатиновой формы можно получить не более полутора тысяч оттисков. Даже для современных малотиражных времен это все же маловато. Кроме того, подготовка к печати занимает довольно много времени.
Фототипия использовалась в основном для воспроизведения картин с альбомным качеством, иногда - для изготовления цветных вкладок.