Высокая печать



Этот способ печати был первым и на протяжении нескольких веков оставался основным вплоть до последних десятилетий, когда его сильно потеснил офсет. Как понятно из самого названия, при высокой печати печатающие элементы возвышаются над пробельными. Известен очень древний вариант высокой печати, называемый ксилографией, когда печатная форма вырезалась на деревянной поверхности. Затем использовались металлические формы и краски с высокой вязкостью, которые наносятся на выступающие элементы формы, затем переходят с печатной формы непосредственно на бумагу.
Металлические печатные формы для высокой печати могут изготавливаться путем отливки, травления, гравирования или фрезеровки. Традиционные формы изготавливались из сплавов, содержащих свинец. Литеры металлического набора для высокой печати разрабатывали и отливали в специальных мастерских - словолитнях, где создавался не только набор как таковой, но возникло и совершенствовалось искусство создания шрифтов, а затем уже в типографиях наборщики собирали из них будущую страницу. Сейчас трудно себе представить, что так печатались не только книги, но и ежедневные газеты. И, как ни странно, говорят, выходили они без опозданий, даже экстренные ночные выпуски умудрялись делать. При помощи высокой печати создавались и цветные изображения. Собственно, термин «растр» восходит именно к временам высокой печати. Для получения растрового перехода производилось фотографирование оригинала через непрозрачную сетку (растр), разбивающую свет на отдельные лучи. После проявки негатив копировали на цинковую пластину, затем производили травление. На участках, соответствующих светлым местам, появляются мелкие растровые точки, и пространство между ними, не покрытое краской, подвергается травлению. На темных местах крупные, почти сливающиеся точки окружены небольшими протравленными участками. При высокой печати не происходит химической модификации участков поверхности формы, поэтому возможно применение красок разнообразного состава, главное - чтобы они были очень вязкими, иначе краска будет стекать с выступающих элементов формы. Для того чтобы слой краски был равномерным, используется достаточно сложная система раскатных валиков.
Как уже было сказано, при этом способе печати краска переходит с печатной формы на бумагу под давлением. Существует три варианта машин: тигельные печатные машины, плоскопечатные и ротационные. Тигельные машины практически представляют собой пресс, где печатная форма расположена на плоском столе (талере), а бумага прижимается к ней плоским прессом (тигелем), снабженным декелем - упругой покрышкой, обеспечивающей более плотный прижим бумаги - тупым). Поэтому эти машины могут иметь лишь небольшой формат (около A3). До расцвета офсетной печати они использовались в основном для обложек и вклеек, сейчас применяются редко.
Магистральное технологическое направление в высокой и других традиционных типах печати связано с использованием контакта цилиндрических поверхностей, что позволяет минимизировать площадь соприкосновения, увеличив, соответственно, давление. Для промежуточного варианта - плоскопечатной машины  - печатная форма по-прежнему плоская, а вот бумага прижимается уже цилиндрической поверхностью - печатным цилиндром. Печатный цилиндр - это не источник информации, не носитель печатной формы, а всего лишь пресс, который прокатывают по бумаге.
Следующий шаг - исчезновение плоских поверхностей. Теперь есть два цилиндра: формный (он-то и несет на своей поверхности печатную форму, то есть информацию) и уже упомянутый печатный. Такие машины называются ротационными и они наиболее распространены. Среди них существуют более быстрые рулонные, использующие рулонную бумагу. Именно на таких машинах традиционно печатались газеты. Менее скоростные листовые машины используют бумагу, разрезанную на листы. Слишком высокая скорость - это не только преимущество, но и проблема, поскольку она вызывает ухудшение качества печати, ведь в традиционных технологиях, в отличие от электрографии, не используется закрепление красок, оттиски выходят влажными и должны просохнуть, а при слишком быстром нанесении краска не успевает равномерно впитаться.
Возникает вопрос, как «натянуть» металлическую, отлитую печатную форму на цилиндрическую поверхность. Для этого используются цилиндрические стереотипы - копии печатной формы, которые могут состоять из различных материалов, в том числе резины, пластмассы и металлов. Сейчас широко используются полимерные печатные формы, а для флексографической печати иногда применяются резиновые.
Металлические печатные формы применяются при тиснении фольгой, а также при конгревном тиснении, когда создается рельеф на самой поверхности материала (картона или бумаги).
Применение фотополимерных печатных форм вместо металлических стало важным этапом развития высокой печати, поскольку время на подготовку к печати значительно сократилось, кроме того, из процесса устранились токсичные свинцовые пластины.
Для высокой печати характерна высокая (извините за каламбур) четкость линий, поскольку краска переходит непосредственно с формы на бумагу. В частности, высокая печать по-прежнему дает наиболее высокое качество контуров букв и они получаются максимально аккуратными. Однако этот способ печати выгоден только при производстве больших тиражей, которых становится все меньше. Преемником традиционной высокой печати является флексографическая печать, о которой мы поговорим чуть позже.
Не следует думать, что традиционная высокая печать умерла. Нет, существуют крупные типографии, до сих пор практикующие этот тип печати. Естественно, он используется для книг, издаваемых большими тиражами.