Типы печати



Услышав слова «типы печати», так и хочется продолжить: высокая, плоская и глубокая. На самом деле типов печати гораздо больше, особенно если учесть, что печать - это нанесение текста и изображения не только на бумагу, но и на любые другие материалы. Современный специалист порой подготавливает одно и то же изображение (в широком смысле текст - это ведь тоже изображение) для печати на бумаге разного качества, самоклеящейся пленке, полиэтиленовых пакетах, шариковых ручках и надувных шариках. Естественно, от того, каким образом будет напечатано изделие, в немалой мере зависит реализация дизайнерских изысков, а также требования к файлу, в частности использование цветовых моделей.

Какая бывает печать
В традиционных технологиях - высокой, глубокой и плоской печати - существует вещественный прообраз будущей страницы - печатная форма, а для переноса краски на бумагу используется давление (об этом красноречиво говорит само слово «оттиск»): при механическом нажатии краска переходит с печатной формы на бумагу (высокая печать) или офсетное полотно (плоская печать). Основные отличия этих технологий заключены в особенностях расположения печатающих и пробельных элементов и в способе переноса краски на бумагу. При высокой и плоской печати печатающие и пробельные элементы расположены на разной высоте, а краска переходит на бумагу непосредственно с печатной формы. При плоской печати печатающие и пробельные элементы находятся в одной плоскости и отличаются свойствами поверхности (степенью гидрофобности, и как следствие, способностью удерживать красящий раствор), а краска переходит с печатной формы вначале на офсетное полотно, а уже с него на бумагу. Для всех этих технологий существуют печатные машины, отличающиеся способом подачи материала - рулонные, используемые для менее качественной, но более быстрой печати, например газетной, и листовые, работающие с материалом, нарезанным на листы. Для формных технологий характерна высокая скорость печати и нелинейная зависимость стоимости страницы от тиража Поскольку во всех формных технологиях используется давление, возникает технологическая задача компенсации возможной деформации формы и запечатываемового материала, иначе будут возникать искажения, зависящие от площади контакта. Поэтому обычно используется взаимодействие мягкой и жесткой поверхностей: если краска лежит на жесткой поверхности - то бумага прижимается мягким прессовым цилиндром (глубокая печать), если прижимающий цилиндр - жесткий, то гибким является носитель краски - резиновое полотно при офсетной печати (плоская печать), резиновая или полимерная форма при флексографии (высокая печать). Многие современные инженерные ухищрения направлены на то, чтобы, расширив спектр запечатываемых материалов (гофрокартон, полимерные пленки), не ухудшить точности переноса краски, и, как следствие, качества печати.
При электрографических способах (ксерографии и лазерной цифровой печати) изображение переходит на бумагу с барабана благодаря электростатическим и электромагнитным взаимодействиям. Если для ксерокопирования некий прообраз страницы еще можно найти, правда, его нельзя «потрогать руками» - это слой электрически заряженного тонера на поверхности барабана, то при лазерной печати страница формируется не одномоментно и никакого даже отдаленного аналога печатной формы несуществует. Некоторый весьма плодотворный «гибрид» между электрографическими и офсетной технологиями представляет собой малый цифровой офсет: Indigo и Xeikon, о которых мы поговорим позднее.
При различных цифровых струйных технологиях используются всевозможные варианты фазовых переходов при нагревании: испарение/конденсация, сублимация (возгонка из твердого состояния в парообразное), пьезоэлектричекие явления и т. п. Никакого вещественного прообраза страницы при этом, естественно, не существует. Для бесформных технологий характерна возможность персонализации печати (сочетание в одном документе постоянных в пределах тиража и изменяющихся от страницы к странице фрагментов, о чем ныне говорят все кому не лень, поговорим и мы только несколько позже), а также относительно высокая (по сравнению с формными методами) стоимость печати и несколько иная зависимость себестоимости страницы от тиража. При трафаретной печати краска продавливается через трафарет. Некоторые авторы считают этот тип печати самым древним. Частным случаем трафаретной печати является широко известная ризография, о которой мы тоже поговорим подробно.
Как видите, почти все физические процессы, кроме, к счастью, ядерных взаимодействий, используются при печати. Различные технологии сильно отличаются по возможностям цветопередачи, размерам точки, требованию к материалам и себестоимости оттиска.
Конечно, дизайнер, подготавливающий макет, имеет право не задумываться о технологии. Фирма, взявшая на себя печать, займется и «доводкой» макета до печати. Конечно, это потребует некоторых затрат, но они вряд ли будут колоссальными. Беда в другом: незнание полиграфических требований и особенностей конкретного типа печати может привести к тому, что блестящие дизайнерские решения в итоге проиграют по сравнению с более банальными, но созданными с учетом технологических требований.