Печать среднетиражной продукции среднего и высокого качества



Это самый частый и обыденный вариант: листовки, описания, брошюры тиражом 1-10 тысяч экземпляров. В большинстве типографий (если, конечно, вы не решите сделать заказ в предновогоднюю неделю) вам радостно скажут, да, конечно, мы это напечатаем, привозите пленки (или файлы). Обзвонив 3-5 мест, вы поймете, что цены отличаются, в общем, не сильно (конечно, если не обращаться к фирмам, обладающим эксклюзивными возможностями, типа NLQ-2-Print, печатающей по Hexachrom, или Линия-График, у которых стоит достаточно новая гейдельберговская цифровая машина). Сроки тоже варьируют не очень значительно и обычно колеблются около 5 дней (если речь идет об офсетной печати). Так на основе каких же характеристик делать выбор?
Определить тип печати в данном случае не составит труда: конечно же, это офсетная печать. Правда, возможно исключение: если изделие черно-белое и без картинок, с тонкими градационными переходами (хотя бы и в сером цвете), можно печатать на ризографе. Все плюсы и минусы этого мы уже обсудили, поэтому не будем повторяться.
Офсетных типографий в Москве сотни. Иногда причиной выбора конкретной служит всего лишь близость ее к вашему дому или офису. А почему бы и нет, особенно если тираж не очень ответственный.
Очень часто принципиально важным оказывается цена, даже если колебания составляют порядка 10%. В полиграфии, как и в других сферах, более низкая цена не всегда означает плохое качество, хотя, если она беспрецедентно низкая, стоит выяснить причины этого. К сожалению, может оказаться, что указанная вам цена попросту не соответствует реальной. Самый примитивный прием, который, тем не менее, хоть редко, но встречается: вам назвали цену без налогов. Кроме того, она может зависеть от типа отплаты. Если работа включает послепечатные операции: резку, скругление углов, ламинирование, фальцовку или биговку, узнайте цену на них (возможно, она не указана в прайс-листе). Кроме того, обязательно выясните, на какой бумаге будет производиться печать. Если для вас бумага не очень важна, стоит выяснить, на какой бумаге сейчас идет работа, поскольку за покупку бумаги специально под ваш заказ типографии обычно берут наценку, кроме того, это может сказаться на сроках. Если вы часто используете один и тот же специфический и не очень распространенный сорт бумаги, имеет смысл закупить ее заранее самостоятельно.
Перед размещением заказа уточните, как могут быть смонтированы ваши изделия на листе большего формата (A3, А2, А1), и посчитайте, какой получается тираж в каждом случае. Дело в том, что печатная машина обычно имеет дело с большими, чем привычный нам А4, форматами. Постарайтесь разложить изделие так, чтобы как можно меньше бумаги пошло в отходы: это понизит стоимость изделия. При этом, естественно, чем больше изделий можно смонтировать на одном листе, тем меньше итоговый тираж.для типографии и тем, соответственно, стоимость выше. Например, если печатать листовку А4 тиражом 5000 на машине формата А2, то тираж будет всего 1200 экземпляров. При нестандартном формате изделия иногда возникает сложная ситуация: при печати на машине более малого формата остается много отходов, при печати, к примеру, на А2 удается компактно разместить изделия, но тираж падает до неразумного объема. В такой ситуации, если у вас нет особой спешки и вы не используете нестандартную бумагу (или картон), можно предложить печатать вашу работу вместе с другой (или другими) аналогичной. Именно так, например, обычно печатают открытки и календари «по спецпредложению». Естественно, при этом пленки однозначно изготавливаете не вы и даже не вы монтируете изделие на странице. От вас требуется только полностью готовый файл с вашим макетом. Шрифты при этом обычно просят не прилагать, а весь текст преобразовать в кривые. В такой ситуации цветопроба обычно не делается, поэтому не стоит при этом пользоваться «рискованными» цветами и приемами.
Если же ваше изделие большого формата и типография не имеет собственного фотонабора и не работает по технологии Computer to Plate, имеет смысл заказать пленки (фотоформы) самостоятельно. Это сэкономит вам, в зависимости от формата, от 5 до 15 долларов.
Сроки - второй важнейший фактор. Хотя колебания прелагаемых сроков невелики, один день может играть решающую роль. В такой ситуации обычно не приходится особо тщательно выбирать, например, бумагу. Как ни странно, не стоит спешить с выводом пленок. Если в типографии есть фотонабор, разумно доверить вывод ей. Если фотонабора нет, предоставление готовых пленок, безусловно, ускорит работу, но предварительно надо:
- выяснить точный размер запечатываемового формата;
- посоветоваться в отношении линиатуры.
Как вы понимаете, установка слишком высокой линиатуры приведет к смазыванию картинки и потере плавности градиентных переходов, но и понижать линиатуру без необходимости обидно.
Если вывод пленок вы берете на себя, то, опять-таки, обязательно выясните в типографии точный размер запечатываемой области и обсудите линиатуру.
Если же ведущим параметром является качество, необходимо выяснить, на какой технике будет печататься ваша работа. Не полагайтесь только на просмотр образцов. Во-первых, ни один разумный человек не будет демонстрировать неудачи - свои и своих коллег. А вот процент удач никому, кроме них, неизвестен. Кроме того, образец может быть сделан вовсе не на той машине, на которой планируют печатать ваш тираж, а печатник, который это печатал, может быть, давно ушел к конкурентам иливовсе на пенсию. Конечно, информация о том, на чем будут печатать тираж - это еще не гарантия удачи, но она все же весьма полезна, кроме того, служит неплохой характеристикой типографии в целом. К главе, посвященной офсетной печати, вы можете найти перечень типов офсетных машин. Конечно, нас не интересуют ролевые машины - ведь мы не собираемся издавать газету «Московский комсомолец». Не стоит стремиться к печати обязательно на машинах Heidelberg. Конечно, это знаменитая фирма, но кто сказал, что ваш тираж будет хуже напечатан, например, на Sakurai. Конечно, лучше печатать тираж на четырехкрасочной машине большого формата. Тогда на одном листе окажется сразу несколько копий изделия, общий тираж будет небольшим и меньше будет вероятность появления разнооттеночности. Но, с другой стороны, при большом формате есть опасность возникновения несовмещения цветов по одной из сторон листа, вызванного деформацией бумаги (правда, этот дефект встречается достаточно редко). А вот что несомненно, так это то, что падение тиража вызовет увеличение себестоимости оттиска. Это не прихоть печатников, им необходимо окупить стоимость печатной формы и бумаги, израсходованной на приладку. Если вы, например, будете печатать 500 листов формата А2 (2 000 листовок А4), то на приладку будет истрачено еще пара сотен листов того же формата А2. Естественно, их цена прибавится к стоимости вашего заказа и войдет в себестоимость оттиска. Поэтому небольшой тираж формата А4, вам, скорее всего, будут печатать на малой машине. Чтобы не иметь иллюзий и наоборот, лишних опасений, необходимо выяснить, на какую машину собираются ставить вашу работу.
Некоторое время назад в подавляющем большинстве мелких частных типографий стояли однокрасочные машины, в принципе не предназначенные для полноцветной печати. В основном это были ромайоры. В советских учреждениях времен застоя эти машины использовались для тиражирования документации, а в нерабочее время на них порой печатался легендарный «самиздат». Во времена этих машин структура полиграфического рынка даже на Западе очень отличалась от современной, в частности, высококачественная цветная продукция печаталась большими тиражами не столь часто и на подготовительный период отводилось значительное время. Поэтому никто не воспринимал эти малые машины как конкурент «серьезному» офсету и высокой печати. Там они также использовались для черно-белой продукции невысокого качества. Затем, с появлением и распространением компьютерного цветоделения и цифровой печати фотоформ, начало стремительно расти число цветных тиражей, отличительной особенностью которых были: небольшой объем и необходимость оперативной печати. Естественно, фирмы-производители полиграфической техники поспешили предложить требующиеся для таких тиражей малоформатные многокрасочные машины, способные изготовить тиражи высокого качества. Пальма первенства принадлежала не наиболее известной фирме Heidelberg, а, как это уже не раз было в нашем веке, в основном японским фирмам. Однако крупные производители недолго игнорировали этот сектор рынка, и в итоге появилось огромное (для этого типа продукции) разнообразие малоформатных печатных машин. Причем произошла довольно жесткая специализация: далеко не все модели создавались для дорогой полноцветной продукции. Некоторые из них конструировались для одноцветной штриховой и текстовой продукции (бланков, бухгалтерской документации), другие - сверхмалые - для печати открыток и кредиток (они могут печатать на пластике), естественно, есть и четырех- и более секционные - для рекламной продукции высокого класса. Процесс специализации происходил в начале 90-х годов. Что в этот момент происходило в нашей стране, читателю, вероятно, напоминать не надо. Возможны разные мнения об этом периоде, однако все, наверно, согласятся, что было уж точно не до приобретения новой высококачественной техники. Недавно появившиеся частные типографии не имели ни денег для ее приобретения, ни нужной информации, а государственные, в основном учрежденческие, испытывали трудности. Не нужное :: более для печати инструкций «для служебного пользования» и изрядно устаревшее оборудование оказалось в руках начинающих частных полиграфистов, которые, при этом, в большинстве своем не имели ни полиграфического, ни художественного образования. Многие полиграфисты старой школы до сих пор уверены, что в это время их десятилетиями развивавшееся искусство было похоронено. Конечно, все не так мрачно, хотя бы потому, что некоторые печатники-виртуозы умудрялись получать весьма качественную цветную продукцию, работая на старых ромайорах, на которых до них печатали бланки. Честь им и хвала, однако это все же почти спорт, и не стоит надеяться, что рекорд состоится именно при печати вашего заказа.
Возвращаясь к современности, можно сказать, что некоторая часть этих машин до сих пор благополучно (относительно) работает. А вот доля печатников экстра-класса почему-то, увы, уменьшилась. Поэтому сегодня вероятность того, что вы получите с однокрасочной машины полноцветную конфетку, минимальна. Конечно, в Москве и Питере и некоторых других крупных центрах много новой техники, и никто не предложит вам сделать сложную работу на такой машине; там же, где выбор полиграфических фирм невелик, такое вполне возможно. В Москве, в свою очередь, довольно много двухкрасочных машин (Dominant, Sakurai), на которых порою приходится печатать вполне сложные работы. Если печатник достаточно квалифицирован и машина исправна, больших проблем, скорее всего, не будет. Основная опасность - не несовмещение, как кажется на первый взгляд, а разнооттеночность в пределах тиража, которая может быть весьма значительной.