Печать на картоне и гофрокартоне



Какая, казалось бы, разница, на чем печатать: на плотной бумаге или на картоне. Однако, если заказ на печать на плотной бумаге принимают практически в любой типографии, то с картоном работают далеко не все. Картон существенно жестче и плотнее и требует перенастройки печатной машины. Обычно на одних и тех же машинах не печатают на картоне и на бумаге, поэтому придется поискать фирму, специализирующуюся по печати на картоне, таких сейчас довольно много. Общая стоимость работы сильно зависит от цены самого картона: самый дешевый картон - макулатурный. На нем как раз и печатается та самая, напоминающая советские времена, бесформенная и бесцветная упаковка. Краска ложится на такой картон неровно, кроме того, сильно впитывается, и поверхность получается непрокрашенной. Также этот картон легко мнется, рвется и деформируется. В общем, он годится в основном для технологической упаковки, на которую просто нанесена черной краской основная информация об изделии. Для красочной печати этот картон лучше вообще не использовать, хотя макулатурный картон тоже бывает разным, и некоторые фирмы добиваются вполне неплохих результатов при печати на некоторых марках такого материала.
Но если не учитывать макулатурный, то есть много других вариантов картона. Они различаются по плотности (удельной массе), степени белизны. Бывает односторонний (отбелена одна сторона) и двусторонний картон (обе стороны отбелены). Последний, естественно, дороже, и его стоит использовать только если упаковка имеет прорези, как, например, упаковки с посудой или косметикой.
Отдельную проблему представляет собой печать на гофро- и микрогофрокартоне. Если ваша продукция имеет значительный вес, опасно делать упаковку из обычного картона, для этого используют картон гофрированный, имеющий структуру.

Печатать на таком материале весьма непросто, во-первых, он имеет волнистую поверхность (чтобы понять это, достаточно провести по такой упаковке рукой), во-вторых, для дешевого гофрокартона используется рыхлый материал, на который краска ложится неровно. Впрочем, напечатать название изделия или простые надписи типа: «открывать
здесь», вполне можно. Если учесть, что из гофрокартона обычно делается технологическая упаковка или ящики, в которые вкладываются изделия в собственной упаковке, то этого оказывается достаточно. Иногда на такую упаковку дополнительно помещают наклейки (изготовление которых не является проблемой). Можно сделать упаковку двойной: снаружи красивая картонная коробка с полноцветной печатью и лакировкой или ламинированием (она иногда имеет не шесть граней, а четыре, чтобы можно было легко достать внутреннюю коробку), а внутри наша обычная коробка из гофрокартона без надписей.
Более привлекательный вид имеет микрогофрокартон, однако он значительно дороже. Снаружи он может иметь отбеленную бумагу, и хорошо сделанная коробка производит весьма приятное впечатление. Весьма распространен такой способ нанесения изображений на микрогофру, как кэширование. Это, по сути дела, оклеивание упаковки бумагой с нанесенным рисунком. Большинство столь привлекательных импортных упаковок сделаны именно этим способом. Ранее кэширование производилось вручную, сейчас этот процесс автоматизирован, нетрудно найти фирмы, работающие с кэшированными материалами, однако стоимость такой упаковки немалая.
Кроме проблем с собственно печатью, упаковку еще нужно порезать или, как говорят, «вырубить». Это делается при помощи специальных штампов или вручную. Вряд ли имеет смыл объяснять недостатки ручной рубки. Однако стоимость штампа приличная (начиная со 100-150 долларов), поэтому при малом тираже это может сильно поднять себестоимость упаковки. Правда, штамп делается «раз и навсегда» и, однажды потратившись, вы делаетесь его собственником, даже если решили изменить место печати. Можно поискать в фирме, где вы заказываете упаковку, уже готовый штамп удовлетворяющих вас пропорций. Если макет для печати делается по готовому или вновь заказанному штампу, учтите, что рубят исходный лист, на котором может быть расположено несколько изделий. То есть, необходимо установить в вашей DTP-системе (программе верстке) формат документа, соответствующий размеру печатного поля машины, и разместить изделия так, чтобы все линии резов совпали с соответствующими местами штампа. Прежде чем выводить пленки, проверьте себя, сделав распечатку в масштабе 1:1.
Печатать по картону и, в особенности, по гофрокартону, конечно, придется флек-сографическим способом, поэтому можно сразу же осуществить вырубку. Однако, как уже неоднократно было сказано, это оправдано только при значительных тиражах. Но, даже если тираж 500 000, то, как ни странно, предложений по флексопечати на упаковке, в отличие от печати на этикетках, будет весьма немного. Б России, как обычно, особенная ситуация: хотя авторы всех обзоров и статей сходятся в том, что наиболее удобная технология для печати по неровным поверхностям - флексогра-фия, фирм, предлагающих качественную флексографическую печать по гофрокартону, очень мало. Некоторые фирмы, работающие по картону, берутся печатать лишь два цвета. Естественно, для современной упаковки этого мало.
Напечатать небольшой, пробный тираж на гофрокартоне, скорее всего, не удастся. Хотя многие цифровые машины работают с весьма плотными материалами, в том числе с пластиком, но даже для машин HP Indigo Press WS 2000 максимальная толщина запечатываемового материала - 0,6 мм. Это, конечно, очень толстый материал. Но все же не гофрокартон.