Наклейки и К°



Именно в связи с тем, что при изготовлении упаковки нередко требуется печать на материалах такой фактуры и плотности, что офсетная печать на них невозможна или затруднена, на рынке упаковки лидирует флексография. Ею вы можете печатать на пленке, в том числе термоусадочной, самоклеящейся бумаге, картоне и т.д. В последние годы, с появлением новых машин и распространением лазерных способов изготовления печатных форм, качество флексографской печати стремительно выросло и порой почти не отличается от офсетного. Однако осторожность не помешает; при подготовке макета для флексопечати не стоит задавать плавные градиентные переходы в очень светлых областях, рискованно использовать очень тонкие объекты, в особенности мелкой текст, набранный шрифтами с тонкими засечками (типа University). Это связано со значительно большим, чем при офсетной печати, растаскиванием и с применением более низкой   линиатуры. При флексопечати гораздо больше проблем с совмещением, что также налагает ограничения на кегель и гарнитуру текста. Поскольку флексография гораздо менее стандартизована, чем офсет (в частности из-за использования анилоксового вала применяются нестандартные углы поворота растра и т. д.), обычно вывод пленок осуществляет сама фирма, занимающаяся печатью. Если же вы настаиваете на собственном фотовыводе или выводе в привычном вам репроцентре (что может быть не лишено резона, если этот репроцентр хорошо известен вам, а вы - ему), то необходимо получить точную информацию у специалистов печатной фирмы о всех требованиях к фотоформам: углы, форма и размер точки и др. В любом случае, даже если вы доверяете фотовывод печатающей фирме, целесообразно еще на стадии разработки макета проконсультироваться с ней, чтобы ваш труд не оказался напрасным, ибо то, что хорошо для офсета, может оказаться весьма неприглядным при флексопечати, и наоборот, то, что требовало больших усилий, может оказаться совершенно не сложно. Вот несколько примеров: флексо-графические краски полупрозрачны, поэтому вы можете учитывать при разработке дизайна наклейки на флакон или баночку с косметикой и цвет пластика, на который будет наноситься наклейка. Если этот цвет согласован с цветом текста и рисунков на наклейке или термоусадочной пленке, полупрозрачность изображений может придать упаковке особое изящество. Однако сами флексографисты обычно считают прозрачность красок недостатком и избавляются от нее, нанося под крупный текст и картинки белила. Если вы хотите оставить объекты полупрозрачными - обязательно оговорите этот момент с печатниками, по умолчанию будут использованы белила. Если вы решили обойтись без них, удостоверьтесь, что флакончики или бутылочки будут именно заказанного вами оттенка, поскольку даже незначительное изменение цвета подложки может сильно исказить вид полупрозрачных изображений на наклейке.
Флексографические машины обычно имеют значительно больше, чем четыре секции, поэтому можно без проблем использовать несколько смесевых цветов, в том числе «золото» и другие металлизированные краски. Значит, при разработке дизайна можно сочетать фотореалистичные изображения с нарисованными фантастическими   персонажами   столь же фантастической расцветки т. д.
Общеизвестно, что при очень низких тиражах флексопечать оказывается нерентабельной. Однако, прежде чем вынести вашему тиражу этот неутешительный диагноз, вспомните, что речь идет о рулонной печати, то есть считаются метры. Если ваша наклейка имеет длину листа А4, но небольшую ширину, то, скорее всего, тираж в 10 000 экземпляров разумнее печатать не флексографическим способом: возможно, при офсетном способе это окажется дешевле. Однако в этом случае вы потеряете довольно существенную сумму на резке, и в итоге флекса окажется выгоднее. При использовании нескольких смесевых цветов плюс золота или бронзы и т.д. - вам прямая дорога на флексопечать. Если наклейки достаточно маленькие, при офсетной печати может возникнуть еще одна проблема: такие наклейки трудно отделить от подложки. С рулоном, полученным в результате флексопечати, этого никогда не происходит.
При печати наклеек нередко встает вопрос, что лучше: самоклеящаяся бумага или пленка. При выборе следует учитывать два условия: стоимость и особенности материала. Бумага, естественно, дешевле. Пленка прозрачна и, кроме того, более гибкая, легче тянется, облегая обклеиваемую поверхность. Если прозрачность не важна и наклейка наносится на цилиндрическую или плоскую поверхность (на посуду), разумнее предпочесть бумагу. Если же наклейка наносится на рельефное изделие (баночка нестандартной формы, статуэтка и т.д.), надо проверить, не окажется ли наклейка в местах закруглений поверхности. Если полностью избежать этого невозможно, при-Дется использовать пленку, поскольку бумага будет топорщиться. Если дизайн таков, что текст должен казаться нанесенным прямо на изделие, стоит действительно нанести его методом тампопечати или использовать флексопечать на термоусадочной пленке. Вероятно, не стоит даже доказывать несерьезность попыток подобрать цвет фоновой заливки бумаги, полностью совпадающий с цветом изделия, на которое наносится этикетка.
Несмотря на все преимущества использования флексографии для упаковки, нередко приходится использовать все же офсет. Флексопечать выгодна при значительной суммарной площади ваших изделий, даже если формально общий тираж не очень велик. А вот если вам надо изготовить не очень большое количество маленьких наклеек, то лучше это сделать офсетным способом.