Малобюджетная малотиражная печать



Теперь поговорим о ситуации, когда качество, в общем не принципиально - нужна лишь разборчивость текста, цвет один - верный, а вот скорость исполнения работы очень важна. В таком случае можно использовать даже ризограф. Довольно давно только появившиеся и активно разрекламированные на нашем рынке ризографы пытались отбить часть клиентов у офсета. Энтузиасты метода обещали оперативную печать высокого качества на любой бумаге и в кратчайшие сроки. Разочарование, которое испытывали клиенты, познакомившись с качеством печати, надолго отбивало желание пользоваться этой технологией, и маятник спроса качнулся обратно: число предложений по ризографии стало падать. Теперь, похоже, ситуация стабилизировалась: преимущества и недостатки метода хорошо известны и он занял вполне соответствующую своим возможностям нишу. Принцип ризографии рассмотрен подробнее в предыдущей главе, однако здесь его придется упомянуть, чтобы понять причины ограничений. При этом способе печати изображение, отсканированное (сканирующее устройство является частью аппарата) или полученное от компьютера (если есть соответствующий интерфейс) прожигается на «мастер-пленке», натянутой снаружи на барабан с краской. Наиболее темным областям соответствует более глубокий прожиг, более светлым - меньший. Незакрашенные области остаются непрожженными. Чем сильнее прожиг, тем легче поступает краска из барабана. При печати краска из вращающегося барабана выдавливается через мастер-пленку непосредственно на бумагу. Для печати другим цветом надо поставить барабан с другой краской и заново прожечь на нем мастер-пленку. Как вы понимаете, о точном совмещении при этом говорить не приходится. Цвета красок не соответствуют CMYK, теоретически их может быть довольно много, реально же во многих местах не держат более 1-3 наиболее часто спрашиваемых красок (красной, черной, синей).
У ризографии есть весьма серьезные недостатки. То, что практически невозможно совмещение красок - не единственный и даже не основной из них. Краски, используемые в ризографии, не ложатся нормально ни на глянцевую бумагу, ни на очень рыхлую или «ворсистую». Точнее, в последнем случае они ложатся даже слишком хорошо: глубоко проникают в бумагу и растекаются вдоль волокон. На поверхности при этом получается блеклое и неровное изображение. По глянцевой бумаге краска размазывается.
Краски для ризографии относительно недороги, а вот мастер-пленка довольно Дорогая, поэтому печатать этим методом менее 50 экземпляров невыгодно. При увеличении тиража от 10 примерно до 100 экземпляров стоимость экземпляра стремительно падает, затем медленно стабилизируется. Начиная с 500 экземпляров тираж уже можно делать на офсете. При дальнейшем увеличении тиража ризография становится по сравнению с офсетом невыгодной, особенно если учесть, что при офсетнойпечати можно использовать очень дешевую бумагу, а вот на ризографе, несмотря на обещанную изготовителями неприхотливость, печать на газетной бумаге не получится. А если все же попытаться, то краски расплывутся, и качество будет удручающим.
У ризографии есть на сегодняшний день одно несомненное преимущество - быстрота: мы приносим распечатку на офисном принтере и уже через минуту смотрим на стремительно вылетающие листы с копиями. Поэтому если тираж необходимо получить через несколько часов и при этом он должен быть дешевым, альтернативы ризографу, увы, нет. Возможно, с распространением полностью цифровых технологий ситуация изменится в пользу новейших модификаций офсетной печати. Готовя макет, следует учитывать, что растровые и градиентные изображения при печати получаются смазанными и неряшливыми, тонкие детали и светлые полутона пропадают, поскольку линиатура ризографа (если к этому аппарату применимо такое понятие) не превышает 60-85 lpi. Поэтому ризограф не стоит без крайней надобности использовать для печати растровых изображений и модулей, содержащих большие плашки. Но, если уж такая необходимость возникла, картинку лучше распечатать с низким разрешением (ниже разрешения самого ризографа) или сделать точки крупными, превратив картинку в Photoshop в однобитное черно-белое изображение с низкой линиатурой (Image Mode Bitmap Halftone Screen). Области сплошной заливки тоже лучше сделать не черными, а темно-серыми, с грубым растром, иначе вместо равномерной плашки мы получим нечто с сероватыми проплешинами в центре. Сохранить качество растровых картинок неплохо помогает пресловутое стохастическое растрирование. Его также можно сделать непосредственно в Photoshop, выбрав при преобразовании в однобитное изображение вариант Diffusion Dither.
На самом деле, подобным образом отрастрированные картинки могут пригодиться не только при печати на ризографе, но и при любой низкокачественной печати.
Однако, если вы подготавливаете, например, инструкцию по сборке и вам необходимо, чтобы все мелкие детали в картинке были разборчивы, от идеи копировать на ризографе придется отказаться. В этом случае разумнее все же печатать офсетным способом. Есть еще много типографий, где работают старые ромайоры (которые у нас некогда называли ротапринтами). Они, безусловно, не годятся для полноцветной печати, но небольшой одноцветный тираж - это то, для чего они предназначены. Если выбрать дешевую бумагу, работа обойдется значительно дешевле, чем на ризографе. Проблема только в сроках - за один день выполнить печать, скорее всего, не удастся.