Выбор адекватной технологии печати: широкоформатная печать



О печати малым тиражом на широком формате обычно заходит речь при подготовке рекламных материалов: постеров, выставочных стендов и т.д. Весь тираж при этом может состоять из одного экземпляра. Кроме того, нередко требуется, чтобы получившееся изделие могло долгое время находиться на улице - то есть было устойчиво к влаге и солнечному свету. Обычно такие задачи выполняются при помощи струйной печати или плоттерной резки. Каких либо твердых стандартов на то, что считать широкоформатной печатью, нет. Теоретически длина модуля неограниченна, то есть мы имеем возможность наносить непрерывное изображение на разматывающийся рулон материала. Ширина материала при этом обычно 80 см и более.
Изображения для перетяжек и рекламных щитов практически всегда создаются методом струйной печати.
Для элементов внутреннего оформления ситуация несколько иная: если ваш модуль не содержит объектов с растровыми переходами и мелких деталей, то есть состоит только из текста или текста и плашек и рисунков в линиях, его можно выполнить методом плоттерной резки. Все объекты будут вырезаны из пленки выбранных вами цветов и смонтированы на пленке или пластике нужного цвета. При выборе
пленки необходимо учитывать не только цвет, но и условия, в которых будет находиться модуль, поскольку существуют пленки для наружных и внутренних работ, матовые и глянцевые. Не стоит считать, что глянец - это всегда престижно: эти пленки очень сильно бликуют, особенно при том освещении, которое обычно бывает в выставочных павильонах.
Если же на вашем модуле есть объекты с растровыми переходами или же просто много мелких тонких линий, необходимо также изготавливать его методом струйной печати. Это выйдет, скорее всего, существенно дороже, но при этом, перебрав несколько фирм, можно найти такую, где вы получите действительно фотореалистичное качество, и вашу рекламу будет приятно разглядывать не только с расстояния в три метра, но и в непосредственной близи. Широкоформатные струйные принтеры, также как и качественные офисные, печатают более чем четырьмя чернилами, при этом в светлых областях вместо очень мелких точек, допустим, пурпурной краски, наносятся светло-красные чернила. За счет этого точки менее заметны, а изображение более естественно. Обязательно спросите у изготовителей, с каким разрешением работает их машина, и не верьте тем, кто обещает прекрасное качество при 150 dpi (тем более, что цены у них, как ни странно, не ниже).
Для печати особо высокого качества могут применяться струйные принтеры, обычно использующиеся для цифровой цветопробы: например некоторые принтеры Sherpa фирмы Agfa. Конечно, печать на таких устройствах - удовольствие недешевое, но высокое качество всегда бьет по кошельку. Подобного класса принтеры, скорее всего, не удастся встретить в фирмах, занимающихся широкоформатной печатью - они установлены лишь в крупных и передовых полиграфических фирмах, предлагающих клиентам цифровую цветопробу.
В качестве материала для широкоформатной печати используется либо так называемая баннерная ткань, либо виниловая пленка. Изображение на баннерной ткани получается грубее и не требует последующего ламинирования (покрытия прозрачной пленкой), вы можете легко, без риска повредить, сворачивать и складывать такой баннер, каким бы большим он ни был. Кроме того, печать на баннерной ткани обходится дешевле. Если вам нужна высококачественная печать, придется работать на пленке или холсте. Дороже всего стоит работа на холсте. Так можно сделать неплохую репродукцию картины, стилизованную фотографию, портрет в подарок. Естественно, холст не ламинируют и он годится только для внутренних работ. Кроме того, он плохо переносит даже небольшой постоянный нагрев, особенно асимметричный (например соседство батареи или калорифера), и прямые солнечные лучи. В Москве существует галерея цифровой печати на холсте, где собраны цифровые репродукции более чем 600 картин Дали. Конечно, Дали - не самый удобный автор для репродуцирования (его светящийся желтый, похоже, не передает ни одна копия), но частьрепродукций вполне удачна, по крайней мере превосходит альбомные. Обычно все же печатают на самоклеящейся пленке. Затем модуль ламинируют. Ламинирование делают холодным или горячим способом. К сожалению, «холодный» ламинат может «ерзать» по пленке. Правда, его можно разгладить, но на это уходит немалое время. Для ламинирования используется пленка разной толщины. Чем толще пленка, тем она жестче и тем труднее сворачивать (если это нужно) ваш постер. Если необходима твердая подложка, модуль монтируют на пенокартон или пластик (это несколько дороже).
Конечно, с подготовкой файла для широкоформатной печати придется повозиться. Сложнее всего с растровыми картинками. Если вы имеете хороший широкоформатный слайд и профессиональный слайд-сканер, увеличить изображение в десятки раз без потери качества не удастся. Если рассуждать формально, все просто: сканируем с разрешением, допустим 9 600 dpi, затем, не меняя числа точек (без ресемплинга), опускаем разрешение до 300. Линейные размеры картинки увеличатся в 32 раза. То есть, из картинки, предположим 4x5 см получим 128x160 см. На самом деле, без потери качества проделать такой фокус невозможно. Хотя мы и не меняем число точек, за счет увеличения линейных размеров всех деталей станут более заметны все дефекты. Кроме того, картинка, скорее всего, окажется хотя бы чуточку нерезкой. Да и, как вы понимаете, указанного размера может оказаться недостаточно и тогда, ох..., придется все же ресемплировать.
При использовании цифрового фотоаппарата размер получающихся снимков жестко ограничен возможностями самого аппарата, однако соблюдение некоторых правил позволит получить максимально возможное для данной техники качество. Конечно, на трехмегапиксельном аппарате вы не сможете получить картинку размером в восемь миллионов пикселей (для тех, кто забыл - приставка Мега означает 106). Но та картинка, которую вы можете получить, должна быть максимального качества. Во-первых, установите максимальный размер изображения, во-вторых, если это возможно, переключитесь из формата записи JPEG в формат записи RAW. В этом формате вы получите совершенно несжатую картинку. Конечно, она будет занимать много места, но качество того стоит. Раньше для чтения формата RAW требовалось специальное программное обеспечение от производителей фотоаппаратов, теперь таких проблем нет: Adobe Photoshop версии 7 прекрасно открывает файлы в этом формате. Формат JPEG даже с отключенной компессией все равно дает картинку с некоторой потерей информации. Естественно, при этом необходимо иметь запасную Flash-карточку, чтобы не обнаружить в самый неподходящий момент, что следующий файл невозможно записать. В-третьих, во всех случаях, кроме панорамной съемки, необходимо вывести баланс белого. Для этого потребуется равномерно белый объект, обычно в этом качестве используется лист бумаги. Как это сделать, должно быть описано в инструкции к фотоаппарату. После каждого изменения условий освещенности баланс белого надо вывести вновь. Старайтесь не использовать вспышку: равномерно затемненный кадр легко улучшить в Photoshop, просто создав копию слоя и выставив режим взаимодействия Screen (Осветление). А вот неосторожное применение вспышки может создать области, где информация попросту потеряна: избыточно высветленные (блики) и затемненные области. Поэтому, если это возможно, старайтесь не использовать вспышку И, конечно, не следует фотографировать в автоматическом режиме: все параметры необходимо внимательно контолировать.

Если добиться качества, о котором вы мечтали, не удалось, не пугайтесь: вашу картинку, скорее всего не будут рассматривать близко, а увидят из окна автомобиля или е эскалатора метро. Но все же откровенные огрехи исправлять придется. Чтобы придаать картинке аккуратный вид, возможно, стоит поработать с черными контурами. Если контуры оказались смазанными, малозаметными, неплохие результаты может Дать подробно описанный в разделе о подготовке изображения к трассировке фильтр Sketch Photocopy в Photoshop. He исключено, однако, что автоматические методы окажутся неэффективны. Тогда придется просмотреть последовательно все сомнительные места и поправить вручную («штампом» или даже кистью). Векторные картинки, естественно, масштабируются без потери качества. Однако и здесь работает эффект «лупы»: мелкие недочеты при увеличении превращаются в заметные ошибки. Например, неправильное расположение манипуляторов при узле на кривой, которая должна быть гладкой, может быть полностью незаметным при мелком масштабе и будет бросаться в глаза после увеличения. Отсутствие опции Scale with Object (Масштабировать вместе с объектом) в атрибутах линий в CorelDRAW приведет к тому, что эти линии окажутся неоправданно тонкими. Кегель для простого текста также придется изменять вручную. Не забудьте решить, нужно ли вам вычитание из-под черного, иначе возможна ситуация, когда на границе черного и цветного объектов будет хорошо заметная при увеличении полоса иного оттенка. Всего не перечесть. Увеличение и просмотр на экране не спасает ситуации. Лучше распечатать составное изображение на вашем офисном «струннике». Цвет вы таким образом не проверите, но ошибки в контурах увидите.
Для наружной рекламы не стоит использовать пастельные тона, мягкие, малозаметные переходы цвета: их попросту будет не видно. Прекрасно работают модули с четким линиями, контрастными цветами или крупными растровыми изображениями, причем такая картинка должна быть одна. Не стоит увлекаться описаниями: длинный текст все равно никто не прочтет, лучше выделить крупно телефон и профиль деятельности: заинтересовавшиеся позвонят и выяснят все подробности в офисе. Организации, занимающиеся размещением рекламы на щитах, обычно имеют и свои печатные мощности и, в большинстве случаев, выгоднее и безопаснее оказывается заказать печать и размещение в одной и той же фирме.
Работа с широкоформатным модулем не всегда заканчивается его печатью: это изделие надо еще каким-то образом смонтировать. О том, как будет укрепляться полотно, необходимо выяснить еще на этапе разработки дизайна, и уж во всяком случае, до печати. Иначе может случиться так, что отверстия, через которые будет продеваться крепеж, заденут текст и т.д.
Иногда в качестве наружной рекламы выступает не стандартный щит на обочине дороги, а вывеска, световой короб или панно на стене здания, в котором расположена крупная фирма. Здесь вас могут поджидать неожиданные трудности: во-первых, все вывески, постеры и т.д., висящие на стенах домов, нуждаются в регистрации, даже если здание в вашей собственности (здесь описана московская ситуация, возможно, в других городах все несколько иначе). Во-вторых, изделие без подсветки не зарегистрируют. Можно спорить сколько угодно о логике, лежащей в основе этого запрета, но отменить его - не в наших силах. Если вы просто изготовили вывеску на пластике, вам придется делать внешнюю подсветку. Другой вариант – внутренняя подсветка, так называемый световой короб. Это герметичная коробка из пластика, внутри которой смонтирована система освещения, а снаружи - наклеено наше многострадальное изображение. Все мы неоднократно видели эти короба на улицах. Стоимость изготовления самого короба зависит от сложности его профиля, поэтому, если не хотите дополнительно лишиться нескольких тысяч долларов, старайтесь сделать модуль прямоугольной формы, без выступающих и вогнутых элементов. Разрабатывая дизайн, не забудьте, что на просвет все цвета будут выглядеть иначе.