[an error occurred while processing the directive]  
[an error occurred while processing the directive]   [an error occurred while processing the directive]

Психологический практикум
Г о л о в о л о м к и

Чемпионат Курска по решению головоломок

Во время зимних школьных каникул в городе Курске не без участия авторов журнала "Наука и жизнь" был проведен среди юных техников областной чемпионат по решению механических головоломок. Организатор чемпионата - директор областного центра технического творчества молодежи Евгений Исаакович Лифшиц. Чемпионату предшествовали заочные отборочные туры, выявившие сильнейших решателей. Финальная очная встреча состоялась в Курском областном краеведческом музее. Участникам финала было предложено пять механических головоломок. И это - отнюдь не детские игрушки. Достаточно сказать, что две из них - "Двухсторонний магический квадрат" и "Морское путешествие" Владимира Красноухова были апробированы на "взрослых" чемпионатах России (о них наши читатели хорошо информированы). Очень сложная головоломка Ирины Новичковой "Кубик для путешественника", да и другие головоломки - "Складушки", полимино "Зоопарк" - совсем не просты. Руководители клубов юных техников, системы дополнительного образования учащейся молодежи Курска и Курской области присутствовали на чемпионате в качестве болельщиков и активно переживали за своих питомцев. И, надо сказать, курские ребята оказались неплохо подготовленными: с каждой задачей в отведенное время (20 минут) справлялось около половины участников. Победителем первого областного чемпионата по решению головоломок стал Денис Фролов, ученик 7-го класса школы № 54 г. Курска. Второе место - Александр Воротынцев, учащийся электромонтажного техникума. Третье место - Максим Алтухов, ученик 8-го класса гимназии № 4. Все участники получили памятные сувениры, а победителю был вручен Диплом журнала "Наука и жизнь" (плюс годовая подписка на журнал). Предлагаем читателям журнала "Наука и жизнь" две задачи из тех, над которыми ломали головы участники курского чемпионата в отборочном туре (с комментариями В. Красноухова).

РОБОТЫ

На рисунке изображено поле 7х7 с расположенными на нем 7 роботами (показаны кружочками). Любой робот может быть перемещен в горизонтальном или вертикальном направлении, если он "видит" перед собой другие роботы и перемещается до тех пор, пока не упрется в другого робота. Это считается одним ходом. Так, робот В2 может сделать ход по горизонтали только на клетку Е2 и не может сделать никакого хода по вертикали (так как на этой вертикали нет ни одного робота, блокирующего движение).

Задача - переместить одного из роботов в центральную клетку поля (помечена крестиком). Удастся ли вам решить задачу за 13 ходов?


Финал чемпионата.

В таком виде эта задача, придуманная Х. Ямамото (Япония), была предложена участникам на отборочном (заочном) этапе соревнований. Первыми правильные решения трудной задачи прислали Лейла Сафаpoва, ученица 9-го класса Тарасовской средней школы Медвенского района Курской области, и Максим Брёхов, учащийся компьютерного кружка Станции юных техников г. Железногорска Курской области. Они нашли решения задачи в 13 ходов.


Чемпионом Курска по решению головоломок стал семиклассник Денис Фролов. Награду вручает организатор чемпионата директор областного Центра технического творчества учащейся молодежи Е. И. Лифшиц. Слева - В. И. Красноухов. С его головоломками читатели журнала хорошо знакомы по нашим публикациям. Кстати, в первом номере журнала "Наука и жизнь" за 2003 год в статье "Форум "Одаренные дети" приглашает", на стр. 110-111, были опубликованы фотографии лауреатов Форума 2002 года в номинации "Юные кулибины" - девятиклассников С. Апухтина и В. Громова, юных техников из г. Курска. Оба они оказались воспитанниками Е. И. Лифшица.

Сенсация произошла, когда члены жюри вскрыли конверт, пришедший от Дмитрия Сотникова, ученика 10-го класса Паникинской средней школы Медвенского района Курской области. Ему удалось найти решение задачи за 12 ходов. Организаторы чемпионата и составитель задачи о существовании такого решения даже не подозревали. Приятная неожиданность! Может быть, вы найдете и то и другое решение?

КЛЯКСА

Найдите закономерность построения сетки чисел и определите число, которое стояло под кляксой.

На этой задаче споткнулись многие решатели головоломок. Кажущийся на первый взгляд очевидным ответ "47" не верен, так как его "логика" - число, к которому сходятся стрелки, равно разности исходных чисел - не выдерживает проверку во второй и третьей строках снизу.

[an error occurred while processing the directive]  
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]