[an error occurred while processing the directive]  
[an error occurred while processing the directive]   [an error occurred while processing the directive]

Логические игры

ШКОЛА ГО: КОНКУРС ИГРОВЫХ ЗАДАЧ. III тур

В игре го гармонично сочетаются элементы стратегии и тактики. Тактика более доступна для начинающих, но без понимания стратегических принципов го невозможно правильно строить планы в начале партии (фусэки) и в середине игры (тюбан). В фусэки принято первыми ходами занимать и разыгрывать углы, поскольку именно там легче всего построить территорию и создать жизнеспособную группу.

Чаще всего в углах занимают точки 4-4 (хоси), 3-4 (комоку) и 3-3 (сан-сан). Стандартные и примерно равновесные розыгрыши угла носят название "дзёсэки". При выборе конкретных вариантов необходимо учитывать общую ситуацию на доске и даже положение камней в противоположной части доски (возможность лестницы!). Одиночный камень в углу обычно подвергается атаке противника с помощью приближающего хода (какари). Конструкция из двух камней, защищающая угол, носит название "симари".

Чтобы понять, как следует играть в фусэки, надо знать свойства и предназначение линий, которые можно классифицировать так: первая линия - линия смерти, вторая - линия поражения, третья - линия территории, четвертая - линия влияния. Пятую линию и выше можно считать линиями приключений.

С учетом сказанного ставить камни на первую и вторую линии в начале партии крайне не рекомендуется. В первом случае очки не строятся совсем, а во втором - каждый ход приносит лишь одно очко территории. Опытные игроки пытаются соблюдать баланс между 3-й и 4-й линиями. Тех, кто играет только по 3-й линии, можно обвинить в излишней жадности. А играть исключительно на влияние крайне опасно. Можно наметить огромную зону в центре, но если соперник сумеет влезть в нее и выжить внутри, то можно остаться у разбитого корыта.

Обычно после занятия углов рекомендуется распространяться вдоль сторон доски и лишь потом - в направлении центра.

В решении задач большую помощь начинающим окажет полный текст "Школы го" В. Асташкина и Г. Нилова, публиковавшейся в журнале "Наука и жизнь" в 1975 -1976 годах. Адрес в Интернете: http://kido.com.ru/school/.

При отсылке ответов просьба указывать имя, фамилию и местожительство.

Задачи

1. Пунктами А, В и С обозначены ходы какари. Какой из этих ходов следует признать неправильным?



2. Можно ли назвать успешным план белых при условии, что доска пустая? Объясните свою точку зрения.



3. Ходом 1 белые вторглись в сан-сан. Пример этого дзёсэки разобран выше. А вот с какой стороны следует блокировать белый камень - А или В?



4. Позиция из партии Такемия Масаки (ч) - Рин Кайхо. Ход черных. Что лучше, атаковать белый камень при помощи какари (А), прижимать его сверху (В) или же отнимать очки в углу (С)?



5. Белые ходом 1 провели вторжение в форму под названием "огейма симари". В чью пользу следует оценить приведенный вариант и почему?



6. Позиция из партии Кобаяси Койчи (ч) - Такемия Масаки. Ход черных. Какой план им избрать? Отнять угол ходом в А, мирно поселиться на стороне (В) или же атаковать камень в сан-сан с построением стенки (С)?



7. Какая форма лучше, справа или слева? Объясните свою точку зрения.



8. Пример из партии Ли Чангхо, 9-дан (ч) - Ким Сучанг, 8-дан, Корея, 1991. Ход черных. Какую стратегию им избрать? Дайте краткое обоснование своему выбору (А, В или С).



9. Эта позиция нередко возникает после стандартного дзёсэки (добавлены отмеченные камни). Ход черных. Укажите первые пять ходов в комбинации, убивающей угол.



10. Черные первым ходом пошли в центр, а затем стали обезьянничать. Какой план противодействия следует избрать белым? Ведь они определяют рисунок дальнейшей борьбы. Оцените действия белых и дайте возможный прогноз результата партии.



Конкурс ведут А. ДИНЕРШТЕЙН и А. БИТМАН.
[an error occurred while processing the directive]  
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]