[an error occurred while processing the directive] | ||
[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
ШАХМАТЫ КУДА УШЛИ СЛОНЫ?Н. ПЛАКСИН,
международный арбитр
№ 1
32 персонажа грядущих событий расположились на своих исходных полях, и партнер, играющий белыми, задумался над выбором дебюта... В позиции № 1 белые имеют выбор из двадцати ходов. Они могут продвинуть на одно или на два поля вперед любую из восьми пешек или же предпочесть какой-то из четырех ходов конями. Аналогичны и ответные возможности противника. 20х20=400 - столько разных позиций может возникнуть после первого хода черных... Полвека назад в книге международного мастера К. Фабеля "Вокруг шахматной доски" сообщалось, что после второго хода белых и черных возможны 71852 позиции, а после третьего хода - более 9000000. Ну, а подсчет числа возможных трехходовых партий - задача, вероятно, лишь для компьютера... Предположим, что мы вошли в зрительный зал, когда очередные партии турнира уже начались, и взглянули на одну из демонстрационных досок. № 2 Не надо, разумеется, быть Шерлоком Холмсом, чтобы по расположению фигур в позиции № 2 восстановить начало партии. Дебют ясен: сперва было 1.е2-е4, открывая путь слону на ферзевый фланг, и - 1...е7-е5, освобождая слона f8. Далее белые сыграли 2.Сf1-с4, минуя поле d3, а черные ответили 2...Сf8-с5, оставив позади пункт е7. Только после этого и можно заблокировать поле d3 пешкой - 3.d2-d3, открывая выход слону с1, и прыгнуть черным конем на е7 - 3...Кg8-е7, подготавливая рокировку. И теперь последовало - 4.Сс1-g5 0-0. Действительно, иного развития игры в данном случае и быть не могло... Но полюбопытствуем, а что происходит на другой доске? № 3 Здесь партнеры дважды играли конями и дважды - пешками. Но о том, в каком именно порядке развивались события, гадать бесполезно... На пути к положению № 3 обе стороны могли сделать ходы в совершенно произвольной последовательности. Суть этих схематичных иллюстраций в том, что любая шахматная позиция содержит некоторую информацию о прошедшей игре. Правда, иногда эта информация крайне ограничена, как в № 3, но подчас она бывает и абсолютно исчерпывающей, как, например, в № 2... Однако вернемся в зрительный зал, откуда послышались аплодисменты болельщиков. № 4 Эта партия уже закончилась: последним ходом черные объявили мат - 26...Лd2-d1?! На первый взгляд восстановить все подробности прошедшей шахматной баталии весьма мудрено. Но, оказывает ся, совсем не сложно определить минимум ходов, которые необходимо сделать для достижения позиции № 4. Начнем с подсчета числа передвижений белых фигур. Пешки сделали 4 хода: d2-d3, е2-е3, f2-f3 и h2-h4. У коней минимум передвижений составляет 5 ходов; например, возможны маршруты Кg1-f3-h2 и Kb1-d2-f3-e1. В активе слонов 3 хода: Сf1-b5 и Сс1-d2-с3. Белые ладьи могли попасть на ферзевый фланг черных за 8 ходов: Лh1-h3-c3-c5 и Ла1-h1-h3-g3-g5-a5. И, наконец, учитывая еще 2 хода ферзем (Фd1-e2-a6) и минимум 2 хода королем (Крс1-b1 - после рокировки), подытожим общий результат: 4+5+3+8+2+ +2=24. А подсчет необходимых передвижений для черных фигур тоже даст суммарный минимум в 24 хода. Значит, у каждой стороны есть в запасе по два еще не учтенных нами хода. Теперь проследим, как от исходного положения (№1) за 26 ходов сформировалась позиция № 4. А было так... 1.h2-h4 h7-h5, и ладьи из углов h1 и h8 могут выбраться на пока еще пустые третью и шестую горизонтали: 2.Лh1-h3 Лh8-h6 3.Лh3-c3 Лh6-e6. Белая ладья прошла поле е3, и сейчас на третью горизонталь может вступить и пешка - 4.е2-е3, вскрывая диагональ f1-a6 (заметим, что поспешное движение ладьи - 4.Лс3-с6? - затормозило бы впоследствии 20-й ход черных.) 4...Ле6-е4, освобождая поле е6 для пешки е7. Далее - 5.Фd1-е2, прицеливаясь к стоянке на а6, и 5...е7-е6, открывая путь слону f8 на а3. После этого белый ферзь спешит освободить поле е2 - 6.Фе2-а6, а черный слон f8 - пробежать через поле d6 - 6...Сf8-а3. И теперь белый слон f1 идет вслед за ферзем через е2 и d3, но не сразу на b5 - 7.Сf1-с4 (поскольку поспешный рывок - 7.Сf1-b5? - помешал бы в дальнейшем 20-му ходу белых), и перед нами - промежуточная позиция № 5. № 5 Теперь черный ферзь торопится попасть на b4, пока поле d6 еще свободно - 7...Фd8-е7, а поле d3 уже можно заблокировать пешкой - 8.d2-d3, освобождая слона с1. Далее - 8...Фе7-b4 9.Кb1-d2, заботясь о предстоящей рокировке, 9...d7-d6, освобождая поле d7, 10.Кd2-f3, уступая место на d2 чернопольному слону с1, 10...Кb8-d7 11.Сс1-d2 Кd7-f6 12.0-0-0, и наконец-то ладья а1 выбралась из угла. 12...Сс8-d7, а теперь смогут рокировать и черные. 13.Лd1-f1, ладья спешит выбраться с первой горизонтали, но дорогу к h1 ей пока что преграждает конь. Далее следует 13...0-0-0, и возникает положение № 6. № 6 Итак, половина пути пройдена, и осталось сделать еще 13 ходов. Обратим внимание, что белая ладья f1 будет выходить из-за пешечной цепи по полям g1, h1, h2, h3 и g3, а черной ладье d8 предстоит маршрут d8-h8-h6-g6 и далее - на первую горизонталь. Для этого необходимо аккуратное маневрирование конями. 14.Кf3-е1, как видим, ладья вовремя успела проскочить поле е1, 14...Лd8-f8, минуя поле е8. Наконец можно убрать коня с g1 - 15.Кg1-f3 Кf6-е8 16.Лf1-h1 Кg8-f6 - свободно и поле g8. 17.Лh1-h3 Лf8-h8 - ладьи спешат на вертикаль "g". 18.Лh3-g3 Лh8-h6 19.Лg3-g5 Лh6-g6 20.Лg5-a5! (вот этому-то броску через всю доску и помешал бы поспешный рывок 7.Сf1-b5?). Внимание, 20...Лg6-g3! (а вот этому ходу помешала бы белая ладья, если бы не успела своевременно покинуть поле g5 из-за промедления в дебюте - 4.Лс3-с6?) А вот сейчас короткий темпоход - 21.Сс4-b5, перекрывая ладью а5, открывает дорогу ладье с3 на с6! 21...Лg3-h3 22.Лс3-с6. Теперь для черной ладьи h3 надо обеспечить "зеленую улицу" к финишу на d1. 22...Лh3-h1, проходя через h2; 23.Кf3-h2, освобождая поле f3, 23...Лh1-f1; 24.f2-f3, прокладывая путь черной ладье f1, 24...Лf1-f2; 25.Сd2-с3, уступая черной ладье плацдарм на d2, 25...Лf2-d2. И, наконец, следует финальный аккорд - 26.Крс1-b1 Лd2-d1?, и перед нами позиция № 4. Эта так называемая кратчайшая доказательная партия (КДП) сконструирована в 1940 году профессором математики Миланского университета Л. Чериани. А первопроходцем в изобретении подобных шахматно-кинематических "цепочек" был в конце прошлого века знаменитый американский проблемист Сэмюэль Лойд. Надо подчеркнуть, что в КДП все ходы должны быть абсолютно точными, а перестанов ки их совершенно исключены. Продемонстрируем три короткометражных, но характерных примера из оригинального и модного ныне жанра шахматной композиции. № 7. Ч. ФОКС, 1993
| [an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive] |