[an error occurred while processing the directive] | ||
[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
ШАХМАТЫ АХ, БЕНЕФИС, БЕНЕФИС!Я.
ВЛАДИМИРОВ, С первых же уроков древней игры мы познаем непреложную истину, что надо как можно скорее развивать все фигуры, а при реализации стратегического плана стараться организовать игру так, чтобы в ней участвовало как можно больше наличных сил. Однако порой случается, что решающую роль в достижении цели приходится играть одному участнику шахматной драмы, который как бы празднует свой бенефис. Вспомним окончание знаменитой партии из Московского турнира 1925 года, когда ничего не подозревающий экс-чемпион мира угодил в коварную ловушку. № 1. Торре-Ласкер(Москва, 1925)
Ход белыхКазалось бы, связка слона по пятой линии сковывает атакующие возможности белых, но следует удар "пикадора" 1.Cf6! Ф:h5, после чего арену целиком захватывает матадор-ладья: 2.Л:g7+ Kph8 3.Л:f7+ Kpg8 4.Лg7+ Kph8 5.Л:b7+ Kpg8 6.Лg7+ Kph8 7.Лg5+ Kph7 8.Л:h5, и все кончено. Эта комбинация получила название "мельницы " - ладья, как жернова, перемалывает четыре фигуры черных. Конечно, в практической партии случаи подобного "бенефиса" довольно редки, потому что шахматист ищет успех в координированных действиях всех фигур. Но в композиции акцент на действия одной фигуры-бенефицианта очень популярен и запоминается надолго, получая порой даже специальные названия. Начнем наш парад, естественно, с главной фигуры - Его величества. № 2. К. КоккелькорнЙ.Котц (1 поч. отзыв"Palamede", 1865)
Мат в 5 ходовАнализ позиции показывает, что черные могут двигаться лишь слоном, ведь одна ладья связана, другая прикована к защите клеток с3 и f2, а конь сторожит поле f3. Но аналогично "стреножены" и белые фигуры: слон связывает ладью, ферзь контролирует три клетки, конь d1 караулит ладью, а конь е6 приглядывает за черным королем. И лишь белый монарх относительно свободен, но лишь на вертикали h. Где же путь к победе? Оказывается, он заключается в прокладке пути для ферзевого мата с поля h7 - 1.Kph5! Ca2 2.Kph6 Cc4 3.Kph7 Cb5 4.Kph8 C:c6, и как раз вовремя 5.Фh7ґ. Этот занятный марш по вертикали получил девиз "Подъем на Эверест!". Очевидно, что чаще всего бенефис отмечает шахматная любимица - королева. В следующей задаче она тонко маневрирует по диагонали, нарушая координацию придворных черного властелина. № 3. Г. Бинкер(Приз, "Die Schwalbe", 1930)
Мат в 4 хода1.Фb1! - 2.Фb7ґ 1...Cb2! (1...Лb3 2.Ф:b3+ Kpe4 3.K:d4+) 2.Фh7! - 3.Фb7ґ, 2...Лb3. Обе черные фигуры перешли через так называемое критическое поле с3, после чего можно вызвать их взаимное перекрытие: 3.Фc2! - 4.Фс6ґ, 3...Лс3 4.Фf5ґ, 3...Cc3 4.Ф:g2ґ. Впервые аналогичный замысел при движении ферзя по горизонтали был представлен в 1911 году авторами задачи № 2, которые, учитывая геометрию всех движений ферзя, предпослали задаче девиз "Die Schwalbe" (ласточка ). Он затем стал названием немецкого журнала по композиции, выходящего с 1924 года. № 4. Р. Кола("Themes-64", 1984)
Мат в 5 ходовА в этой задаче примечательны сольные выступления черного ферзя, которому предстоит побывать и в других углах доски. Ошибочно 1.Лg2? Ф:g2 2.Ch4 f6! 1.Лh2 Фa1! 2.Лg2 (2.Ch4? Фc3+!) 2...Фh8 3.Лa2 Фh1 4.Ch4 Фa8 5.Л:a8ґ. Один московский любитель композиции образно назвал такой маршрут ферзя "пулеметчиком " по аналогии с крест-накрест расположенной пулеметной лентой, которую надевали на своих героев кинорежиссеры прошлых лет. Ну, а теперь бенефис отмечает ладья. № 5 Л. Лошинский(1 место, II чемпионат СССР, 1947)
Мат в 3 хода После 1.Фb1! создается угроза 2.Kh5+ Kp:e4 3.Лe3ґ, парировать которую может любое отступление черной ладьи d4: 1...Лd5 2.Лd4! - 3.Kh5ґ, 2...Л:g3 3.edґ, 1...Лd6 2.Лd5! Л:g3 3.C:e5ґ, 1...Лd7 2.Лd6! Л:g3 3.Лf6ґ - ладьи, словно связанные магнитными силовыми линиями, вместе перемещаются по вертикали, а потом - также по горизонтали: 1...Лс4 2.Лс3 Л:g3 3.fgґ, 1...Лb4 2.Лb3!, 1...Лa4 2.Лa3! Замысел украшен и седьмой дуэлью ладей - 1...Л:e4 2.Лf3+! gf 3.Ф:e4ґ. Эта одна из лучших задач в истории композиции, и, конечно, такое преследование фигур не обошлось без своего термина - темы магнита. № 6. Й. Фритз(1 поч. отзыв "Шахматы в СССР", 1951)
Выигрыш1.Се1+ Kpf4 2.Лh4+ Kpf5 3.Л:e4 cb 4.Cb1 Лa1, и начинается соло белой ладьи, которому "аккомпанирует" черный король - 5.Ле5+ Kpf6 6.Лf5+ Kpg6 (6...Kpe6 7.Лf6+ Kpe7 8.Cb4+) 7.Лf6+ Kpg7 (7...Kpg5 8.Cd2+) 8.Лg6+ Kph7 9.Лg7+ Kph8 10.Лh7+ Kpg8 11.Лh8+! Kp:h8 12.Cc3+. Такой маршрут фигуры называется "лесенка " или "эскалатор ". В этом этюде он остроумно мотивирован почти на пустой доске. Вот и пришла очередь слонов. № 7. М. Либуркин(1 поч.
отзыв МК
| [an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive] |