[an error occurred while processing the directive] | ||
[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
КЛАД ТАИНСТВЕННОГО НЕЗНАКОМЦАЕсть такой литературный прием: писатель как бы отказывается от авторства предлагаемого произведения, объясняя читателю, что рукопись оказалась у него случайно, тем или иным таинственным образом, а его роль невелика: он лишь способствует интересной публикации. Классический образец - "Повести Белкина", а из современных примеров вспомним киносценарий Эльдара Рязанова "Предсказание", попавший к режиссеру, по его словам, через третьи руки от одного неизвестного, к тому же покойного литератора. В данном случае, предлагая читателю интересную и необычную публикацию, должен признаться, что действительно имею к ней лишь косвенное отношение... Однажды мне позвонили из почтового отделения и сообщили, что на мое имя пришла бандероль, в которой, судя по всему, сложено большое число тетрадок и записных книжек. Обратного адреса не было, и я, конечно, сначала подумал, что это проделки какого-то графомана. Но, забрав на почте бандероль и раскрыв ее, обнаружил увлекательные записи, содержащие более 500 комбинаций, причем в каждой из них обязательно жертвуется ферзь. В пакете лежала также небольшая записка от автора, имя которого мне до сих пор неизвестно: "В ваших книжках, которые я с удовольствием читал, эта тема - жертва ферзя на ровном месте - встречается довольно часто. И поэтому я надеюсь, что вы напечатаете мои комбинации с жертвой ферзя - они не должны пропасть! Можете не беспокоиться: все до единой позиции принадлежат мне, хотя, возможно, какие-то из них напомнят вам старые сюжеты - реальные случаи из практики или фантастические замыслы Петрова и Яниша". Мне не верилось, что комбинации неизвестного автора могут представить особую ценность, но, внимательно изучив содержимое бандероли, разбирая комбинацию за комбинацией, я все больше убеждался, что передо мной самый настоящий клад. Все позиции (кстати, вполне реалистические, как говорят, легальные) были устроены примерно одинаково, но сколько выдумки и разнообразия они содержали! У белых всякий раз на доске совершенно безнадежное положение, но очередь хода за ними, и они не только спасаются, но и берут верх благодаря эффектной жертве ферзя, часто многократной. Не случайно на полях записных книжек то и дело появлялся следующий девиз, почти афоризм: "Прежде чем сдаться, не забудьте объявить мат!" "Меня не волнует ни слава, ни деньги, я мечтаю только об одном, - заканчивали записку слова незнакомца, - чтобы эти красивые комбинации, придуманные мною в долгие бессонные ночи, не пропали бесследно, стали достоянием всех поклонников шахмат. Ведь сказано же, что "красота спасет мир". Несомненно, этот человек, посвятивший столько часов созданию шахматной красоты, заслуживает того, чтобы его мечта исполнилась... Но какие выбрать позиции? Для публикации всей коллекции "ферзеприношений" не хватило бы и всего журнала, поэтому я решил выбрать из тетрадок 15 комбинаций, объединенных одной идеей: в каждой из них встречается сказочный ход ферзем сразу под две неприятельские пешки! Комментарии даются весьма краткие, практически
в них нет необходимости. Нет смысла и напоминать используемые в комбинациях
типичные шахматные приемы: отвлечение, завлечение, освобождение полей и
т. д. Они знакомы всем любителям шахмат.
1. Фс6!! Единственный спасительный,
но вместе с тем и выигрывающий маневр. Как обещано, ферзь становится под
удар двух пешек. Грозит 1. Ф:b7ґ или 1. Ф:с7+ Кра8 2. Фс8ґ. На 1...dc
следует 2. Лd8ґ, а на 1...bc - 2.
Лb1+ Кра8 2. К:с7ґ.
1. Фd6!! С намерением 2. Ф:с7ґ. На 1...еd следует 2. Сg5ґ, а на 1...сd - 2. Сb6ґ. 1...Л:а8 2. Сb6! Ферзь остается
под ударом двух пешек, и теперь черные вынуждены его взять. 2...еd 3.
Се3! с6(с5) 4. b6! Два тихих хода и далее 4...Кре7 5. Сg5ґ.
1. Крd3! Л:а6. Или 1...Лс5, защищаясь от мата слоном с с4. На 1...с5 следует 2. Сb7Х. 2. Ф:g5+!! Вновь бросая ферзя под
бой двух пешек (а еще и двух фигур), на любое взятие следует 3. е4ґ.
2. Ке7+ Крh8 3. Ф:h7+! Кр:h7 4. Лh3ґ.
Данная комбинация напоминает эффектное окончание известной партии Левитский
- Маршалл. Но в ней черные, пожертвовав ферзя подобным образом, могли обойтись
и без сильнодействующих средств.
2. Фс6+! Завлекая короля на роковое
поле с6, - снова ферзь под ударом двух пешек (да еще двух коней!), но уже
других. 2...Кр:с6 (иначе 2. Кd6ґ) 3. Ке5+ Крb5 4. Кd6ґ.
1...d5 2. Ф:g6+! Крb5 (на взятие
ферзя решает 3. Ке5+ и т. д.) 3. Фс6+! Кр:с6 4. Ке5+ Крb5 5. Кd6+ Кра5
6. К:b7+ Крb5 7. а4ґ. Удивительное дело: ферзь трижды приносил себя
в жертву, причем два раза, как и положено, становился под бой двух пешек
сразу.
2...еd (2...сd 3. Фс8ґ, 2...Крd8
3. Ф:с7ґ) 3. Фе6+!! А теперь и ферзь следует его примеру. 3...de
(3...fe 4. С:g6ґ) 4. Сс6ґ.
1. Л:е6+ К:е6 2. Кd6+ сd 3. еd! а1Ф!
4. Ф:е6+! Наконец-то. 4...fe 5. Сg6ґ или 4...de 5. Сb5ґ.
4...de 5. d4ґ или 4...fe 5. f4ґ.
Выставка закрывается: представленных экспонатов вполне достаточно... | [an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive] |