[an error occurred while processing the directive]  
[an error occurred while processing the directive]   [an error occurred while processing the directive]
ШАХМАТЫ

КОМПЬЮТЕРЫ
И ГРОССМЕЙСТЕРЫ

Кандидат технических наук Е. ГИК,
мастер спорта по шахматам.

В 1997 году состоялось эпохальное событие в мире компьютерных шахмат: впервые в истории компьютерная программа “Deep Blue” обыграла в матче с нормальным контролем времени чемпиона мира Гарри Каспарова. Впрочем, сразу после поединка Каспаров высказал предположение, что машине помогали гроссмейстеры, и потребовал матча-реванша. Однако фирма IBM, в которой была разработана программа-победительница, отказалась продолжить спор. Как показал анализ партий, Каспаров играл в несвойственной ему манере, больше занимаясь экспериментальной работой. Так или иначе пока еще нет оснований считать, что искусственный шахматный мозг превзошел человечес кий. Но можно констатировать следующее: в блице и в быстрых шахматах (в игре с укороченным контролем) шахматисту, даже гроссмейстеру, все труднее противостоять машине; если же времени достаточно, то человек пока еще не уступает ей.

Вот, к примеру, два состязания, в которых участвовал Вишванатан Ананд, в данный момент второй шахматист в мире по рейтингу. В июне 1998 года в Германии состоялось несколько турниров по быстрым шахматам (25 минут на партию), и в одном из них участвовала программа “Fritz-5”. Она уверенно победила в турнире, набрав 9,5 очка из 11 и выиграв девять партий, в том числе у шести гроссмейстеров! На очко отстали такие корифеи, как Иванчук, Корчной, Портиш. Посмотрите, как технично переиграл персональный компьютер известного гроссмейстера.

“Fritz-5” — А. Белявский

Испанская партия

1. е4 е5 2. Кf3 Кс6 3. Сb5 а6 4. Са4 Кf6 5. 0-0 Се7 6. Ле1 b5 7. Сb3 d6 8. с3 0-0 9. h3 Кd7 10. d4 Cf6 11. а4 Сb7 12. аb ab 13. Л:а8 Ф:а8 14. d5 Ке7 15. Ка3 Са6 16. Се3 Фb8 17. Кс2. До сих пор все шло по теории. Теперь машина сильно проводит миттельшпиль, располагая свои фигуры на оптимальные места. 17...Кс5 18. Кb4 Сb7 19. Сс2 Ка6 20. К:а6 С:а6 21. Фе2 Сс8 22. Ла1 Сd7 23. Фd3 с6 24. dс С:с6 25. Ла6 Лd8.

26. Кh2! Позиционный перевес белых очевиден. 26...Фс8 27. Ла7 Кg6 28. Сb3 Лd7 29. Ла2 h6 30. Кg4 Сg5 31. С:g5 hg 32. Фе3 Фd8 33. Ла6 Фс8 34. Ла1 Фd8 35. Лd1 Кf4 36. g3 Ке6 37. С:е6 fe 38. Ла1 Крh7 39. Кh2 Крg6 40. Фd3 Лf7 41. b3 Фf6 42. Кg4 Фе7 43. с4 bc 44. Ф:с4 Фе8 45. Лd1 Сb5 46. Фb4 Фс6 47. Ф:d6 48. Л:d6 48. Л:d6 Ле7 49. Лb6 Се2 50. f3 Лс7 51. Л:е6+ Крf7 52. Лb6 Лс2 53. К:е5+ Кре7 54. Кс6+. Черные сдались.

После завершения турнира состоялся поединок из двух партий между “Fritz” и победителем главного состязания по быстрым шахматам Анандом (в двухкруговом турнире четырех супергроссмейстеров он обошел Каспарова, Крамника и Иванчука). И вице-чемпион мира отомстил за своих коллег. В первой партии он переиграл машину в эндшпиле, во второй в позиции с явным перевесом и лишней пешкой решил форсировать ничью — 1,5:0,5 в его пользу.

“Фритц-5” — В. Ананд

Испанская партия

1. е4 е5 2. Кf3 Кс6 3. Сb5 Кf6 4. 0-0 К:е4 5. d4 Кd6 С:с6 dc 7. de Кf5 8. Ф:d8+ Кр:d8. Ананд избирает берлинский вариант, в котором игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль. Несколько пассивный для черных план, но зато отсутствует богатая фигурная игра (например, как в предыдущей партии!), нет конкретных объектов для атаки и четких ориентиров, и машина постепенно теряет нить игры.

9. Кс3 Кре8 10. Лd1 а5 11. h3 h6 12. b3? Позволяет черным провести важный размен фигур, после чего их шансы становятся выше. 12...Сb4 13. Сb2 С:с3 14. С:с3 с5 15. Лd2 b6 16. Лаd1 Се6 17. а4 Ке7 18. Ке1 g5! 19. f3 Кс6 20. Крf2 Кре7 21. Сb2 Лhd8 22. с4 Л:d2+ 23. Л:d2 Сf5 24. Кре3 Лd8 25. Л:d8 К:d8. Кажется, окончание не такое плохое для белых: три их пешки ферзевого фланга держат четыре, а на королевском фактически лишняя пешка. Однако гораздо важнее, что белые пешки b3 и е5 довольно слабы и обречены на гибель.

26. f4 gf+ 27. Кp:f4 Сb1 28. Кf3 Сс2 29. Кd2 Ке6+ 30. Крf3 Крf8 31. Кре3 Крg7 32. g4 Крg6 33. Крf3 h5 34. Крf2 hg 35. hg Сd1 36. Крg3 Крg7 37. Крh4 Крf8 38. Са1 Кре7 39. Крg3 Кf8 40. Сb2 Кре6. Обе упомянутые белые пешки взяты на мушку.

41. Са1 Кg6 42. g5 Крf5 43. е6 Кр:е6. Сначала погибает одна из них. 44. Сf6 Ке5 45. Крf4 Кd3+ 46. Кре3 Кс1 47. Сd8 Крd7 48. Сf6 К:b3. А затем и другая. 49. К:b3 С:b3 50. Крd2 С:с4 51. Крс3 Се2 52. Крd2 Сf3 53. Крс2 Крс8 54. Се5 Крb7. Позиция черных выиграна, но ведь компьютер играет до мата, и оператор прекратил игру только через 40 ходов...

Спустя месяц в Италии прошла еще одна интересная встреча Ананда, на сей раз с другой сильной программой — “Rebel-10”. Человек и машина состязались три дня подряд. Сначала состоялся матч из четырех партий в блиц. Первые три закончились сенсационно: все их выиграл компьютер. И только в четвертой Ананд сумел “размочить” счет. В этот же день были сыграны еще две партии, уже с 15-минутным контролем. И тут перевес был на стороне машины: одна ничья и одна победа. Таким образом, первый день принес индийскому гению шахмат сплошные разочарования: счет 4,5:1,5 не в его пользу. Однако в следующие два дня состоялись полноценные партии Ананда с ЭВМ — по одной в день, с контролем 2 часа на 40 ходов и по 1 часу на все оставшиеся ходы. И здесь гроссмейстер был на высоте: первая партия закончилась вничью, а вторую он выиграл. Но общий счет, увы, 5:3 в пользу электронного шахматиста. Приведем две партии этого матча: быструю победу машины в блиц и реванш Ананда в серьезной игре.

В. Ананд — “Rebel-10”

Дебют ферзевых пешек

1. d4 d5 2. Кf3 Кf6 3. g3 g6 4. Сg2 Cg7 5. 0-0 0-0 6. b3. Наверное, Ананд полагал, что, уйдя в сторону от теории, он повысит свои шансы. Однако электронный соперник действует энергично и быстро захватывает инициативу. 6...с5 7. Сb2 Ке4 8. с3 Кс6 9. е3 Сg4 10. h3 сd 11. сd Сf5 12. Кfd2 Кf6 13. Кс3 Кb4 14. Кf3 Кd3 15. Са3 Лс8 16. Ке2 Се4 17. Кh2 Сh6 18. Фd2 Ле8 19. Кg4 К:g4 20. hg Фс7 21. Лfd1 Фс2 22. Крf1 Ф:d2 23. Л:d2 b5! Компьютер эффектно жертвует фигуру, белые беспомощны.

24.f3 С:е3 25. Лdd1 f5! 26. fe fe 27. Л:d3 еd 28. Кf4 Лс2 29. С:d5+ е6. Белые сдались.

“Rebel-10” — В. Ананд

Новоиндийская защита

1. d4 Кf6 2. с4 е6 3. Кf3 b6 4. а3 Сb7 5. Кс3 d5 6. сd К:d5 7. Фс2 К:с3 8. bc Кd7 9. е4 с5 10. Сf4 Фс8 11. Сb5 а6 12. С:d7+ Ф:d7 13. Ке5 Фс8 14. Фd3 b5 15. Фf3 Сd6.

16. К:f7. Компьютер идет на длинную разменную операцию, но неправильно оценивает позицию. 16...С:f4 17. К:h8 Фс7 18. Фh5+ g6 19. К:g6 hg 20. Ф:g6+ Фf7 21. Ф:f7+ Кр:f7. Материальный перевес на стороне белых: ладья и три пешки против двух легких фигур. Однако “Rebel” явно недооценивает силу двух слонов. 22. g3 Сh6 23. f3 сd 24. cd Лс8 25. h4 Лс2 26. g4 Се3 27. h5 Крg7 28. Лd1 а5 29. d5 еd 30. Лh3 b4 31. аb ab 32. f4 Сf2+ 33. Крf1 Сс5 34. Кре1 d4 35. е5 Лс3 36. Лh2 b3 37. h6+ Крh7. Белые сдались.

Еще один интересный матч по так называемым “продвинутым шахматам” (“advandce chess”) состоялся в Испании также летом 1998 года. Встречались Гарри Каспаров, инициатор этого состязания, и болгарский гроссмейстер Веселин Топалов. Смысл “продвинутых шахмат” состоит в том, что партнеры играют обычную партию, но обоим разрешено пользоваться компьютерами. Каждому из участников отводился один час на партию, и поэтому важно было определить, в какие именно моменты обращаться к машине, смотреть, что она предлагает и рассчитывает. Каспаров и Топалов сидели за обычным шахматным столиком, но под углом к ним было еще по одному столу с компьютером. Общение с ЭВМ достигалось при помощи вращающегося кресла. Экран противника партнеры не видели, но зато их диалог с компьютерами был доступен зрителям, кроме того, сама партия сразу поступала в Интернет.

В этом матче оба соперника пользовались известной информационно-поисковой программой “Chess Base”, в их распоряжении была также игровая программа “Fritz-5”. Таким образом, у гроссмейстеров не было дебютных проблем в том смысле, что любая дебютная информация была им доступна. И, главное, с помощью компьютера они могли исключить “зевки”, просчеты, неверные тактические решения.

Надо сказать, что Каспаров реже обращался к компьютеру, а Топалов — чаще, и это, видимо, уравняло шансы партнеров. Парадоксально, но в пятой партии чемпион мира, скорее всего, проиграл из-за своей помощницы, но об этом чуть ниже. Стоит отметить еще один нюанс. Рассуждения гроссмейстеров при обращении к компьютерам становились достоянием всего мира, и поэтому они избегали, в первую очередь Каспаров, избирать свои коронные дебюты, чтобы сохранить тайные варианты для более ответственных битв. Именно поэтому в первой партии Каспаров избрал черными редкий для себя вариант и получил худшую позицию.

В. Топалов — Г. Каспаров


Здесь после 32...Лf4 у черных хорошие шансы на ничью, но они решили отыграть пешку. 32...С:b3? Если бы черные сейчас обратились к машине, то она бы забраковала это взятие. 33.с4! Этот ответ оказался для чемпиона мира неожиданным, теперь слон черных вне игры, и после 33...Лс8 34.Лс1 Лb7 35.Ла6 Лb4 36.Л:d6 Са4 37.Ле6 Лb3 38.Кd5 Сb5 39.Ле7 Са6 40.с5 Лf8 41.с6 Лb2 42.h4 Cd3 43.Л:е5 им пришлось сдаться.

В следующей партии Каспаров взял реванш, и первый день завершился с равным счетом (противники играли 3 дня, по две партии в день). Третья партия закончилась вничью без особых осложнений. В четвертой чемпион мира пожертвовал пешку, Топалов взял ее (компьютер оценивал позицию в его пользу), а затем и вторую, но попал под атаку, и в критический момент у него не выдержали нервы — у обоих партнеров был сильный цейтнот и не было времени посоветоваться с компьютером.

Г. Каспаров — В. Топалов


38.Л:h7+ Kp:h7 39.Ce4 Kpg8? Правильно было 39...Kph8 40.C:f5 Ch6 41.Фh3 Kpg7 42.Фg4+ Kph8 43.Фh3 с ничьей. 40.С:f5 e4 41.Фh3. Черные сдались.

Итак, все думали, что матч завершается в пользу Каспарова. Но самые увлекательные события произошли в пятой партии, где он опять пожертвовал две пешки. Компьютер помог Топалову отбить атаку, и в результате возникла такая позиция.

В. Топалов — Г. Каспаров


Здесь черные могли сыграть 33...Л:с2 34.Кр:с2 Фb2+ 35.Крd3 Ф:а2 36.hg Ф:b3+ 37.Кре2 Фb2+ 38.Крf1 Фс1+ 39.Ф:с1 С:с1 40.d6 fg 41.d7 Cg5 42.C:g6 a5 с простой ничьей. Так Каспаров и собирался действовать. Однако сначала он обратился к “Fritz”, и тот порекомендовал ему предварительно увести пешку g из-под боя — 33...g5. Эта потеря времени оказалась решающей.

После 34.Фd2! Л:с2 35.Кр:с2 пешка а2 уже под защитой белого ферзя, и дела черных плохи. Еще последовало 35...Фа1 36.Крd3 Фf1+ 37.Крd4 Фа1+ 38.Крс4 Фf1+ 39.Фd3 Фf2 40.b4! (теперь пешка а2 теряется, но черных губит, как и в первой партии, неудачное расположение слона). 40...Ф:а2+ 41.Фb3! Ф:b3+ 42.Kp:b3 Cc1 43.Cd3 Cf4 44.C:a6 Kpf8 45.Kpc4 Kpe7 46.Cc8 Cd6 47.Cf5 Kpf8 48.Ch7 Kpe7 49.b5 Kpd7 50.Cg8 Kpe7 51.b6, и черные сдались.

В шестой, заключительной, встрече Каспаров белыми в очередной раз пожертвовал две пешки, но контригры не получил.

Г. Каспаров — В. Топалов

Английское начало

1.d4 Kf6 2.Kf3 e6 3.c4 c5 4.g3 cd 5.K:d4 Фb6 6.Cg2 Cc5 7.e3 Kc6 8.Kf3 0-0 9.0-0 Лd8 10.Kc3 Фа6 11.е4?! Азартно сыграно, стоило защитить пешку с4 посредством 11.b3 или 11.Kd2. 11...Ф:с4 12.Сg5 Ce7 13.e5 Ke8 14.C:e7 K:e7 15.Kg5 h6 16.Kge4 Кс6 17.Kd6 Фс5 18.Ле1 К:d6 19.еd b6 20.Лс1 Фа5.

У черных лишняя пешка, за которую чемпион мира не имеет достаточной компенсации. Его пешка, прорвавшаяся на d6, не представляет опасности, и для полной консолидации сил Топалову осталось сделать всего один ход 20...Сb7.

21.b4?! Ф:b4 22.Ле4 Фа5 23.Ла4 Фе5 24.Ле4 Фа5. Топалов счел, что ничья с чемпионом мира в поединке почетна для него, и идет на повторение ходов. После 25.Ла4 партнеры согласились на ничью. Между тем ферзь мог отступить в другую сторону — 24...Фf6, после 25.Лf4 Фg6 26.Лg4 Фh7 он временно удалялся на край доски, но грозило f7-f5, и не видно, как белые могут воспользоваться предоставленным временем.

Итак, ничья в партии и во всем матче — 3:3. Последовавший блиц закончился со счетом 2,5:1,5 в пользу чемпиона мира, но к “продвинутым шахматам” это уже отношения не имеет.

Необычное шахматное шоу доставило много удовольствия зрителям. А уровень игры “продвинутого” шахматиста (белкового+электронного), по мнению участников матча, очень высок, достигает рейтинга 3000. Надо полагать, что у нового, современного вида шахмат большое будущее. К сожалению, играть в них могут только гроссмейстеры. Если вы с приятелем захотите провести подобный матч, то почти наверняка дело сведется к игре тех самых компьютерных программ, которые вы возьмете на вооружение...

[an error occurred while processing the directive]  
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]