[an error occurred while processing the directive]  
[an error occurred while processing the directive]   [an error occurred while processing the directive]
ШАХМАТЫ

Удивительные сериалы

международный гроссмейстер
по шахматной композиции Я. ВЛАДИМИРОВ.

Кино- и телесериалы основательно вошли в нашу жизнь, ведь порой так трудно расставаться с полюбившимися героями и хочется узнать об их новых приключениях. Конечно, и в шахматах мы видим нечто подобное, когда знаменитые гроссмейстеры вновь и вновь вступают в бескомпромиссные поединки за мировую корону или за "место под солнцем". Однако каждый раз их поединки идут по новому сценарию, и священное правило "тронул -ходи" обычно не позволяет выяснить, как сложилась бы борьба, сыграй любой из партнеров по-иному.

Другое дело в шахматной композиции. Там можно предусмотреть различные возможности защит черных и найти на каждую их них достойный ответ. Более того, прибегая к форме близнецов (т.е. минимально трансформируя позицию), можно выявить весь потенциал атакующих и защитных средств, заложенных в нее автором. Побудителем оригинального творчества может послужить и ярчайший финал другого произведения.

№1. Ж. ВИЛЬНЕВ-ЭСКЛАПОН

I приз, "Schweizerische Schachzeitung", 1923

Ничья

1.Kph5 Kf5 2.C:b2 Л:h6+ 3.Kpg5 Лh2! 4.Ce5! Лf2 5.Cf4! Kd4 6.Ce3 Лf5+ 7.Kpg4 Лd5 8.Kpf4 Kpb6 9.Kpe4 Kpc5 10.Kpd3!, и возникла уникальная позиция, в которой, имея лишнюю ладью, черные не могут разрушить оборону противника.

"Положение настолько замечательное, что хочется сделать его не заключением этюда, а напротив, именно с него начать живую борьбу" - так написал один из теоретиков советского этюда Александр Гербстман. Вот какая у него получилась "вторая серия".

№ 2. А. ГЕРБСТМАН

I приз, "Schackvarlden", 1935

Ничья

1.Cc3+ Лb2 2.Kpd1 ed 3.Kc2+! dc+ 4.Kpc1 Лhb5. Создалась позиция, близкая к финалу № 1, причем у черных еще больший перевес. Не будь у черных пешек, ничья была бы очевидной, а теперь же начинается дуэль слона и ладьи. 5.Cd4 Лb4! 6.Cc3!, но не Ce5? Лb3 7.Cd4 Лb5! 8.Cc3 и 8...e5! с выигрышем у черных. 6...Лb3 7.Ce5! Плохо, конечно, 7.Cd4? из-за 7...Лb5! Убедившись, что "оппозицию" не выиграть, черные пытаются надвигать пешки: 7...b5 8.Cd4 b4 9.Ce5 Лc3 10.C:c3 bc - пат, или 7...Лb5 8.Cd4! e5 9.Cc3 e4 10.Cd4 e3 11.C:b2+ Л:b2 - снова пат.

В задачном творчестве, в котором силе противостоит время, возможно несколько путей создания шахматных "сериалов". Один из них связан с так называемыми продолженными задачами. В них исходная позиция каждой новой задачи (серии) возникает после первого хода белых, сделанного в предыдущей позиции. При этом новая задача может как решаться в то же число ходов, так и иметь измененное задание.

Вот характерный пример.

№ 3. Д.БАКЧИ

II приз, "Probleemblad" , 1971

Мат в 2 хода

Пятисерийная игра получается после последовательного продвижения пешки а2. Позиция на диаграмме : 1.a4! Kp:c6 2.Ce4ґ. С пешкой на а4 решение такое : 1.a5 Kp:c6 2.Ф:f3ґ. Третья "серия" решается после 1.a6 Kp:c6 2.Фc5ґ. При пешке на а6 правильно 1.a7 Kp:c6 2.a8Фґ, и наконец с пешкой а7 к цели ведет 1.a8K Kp:c6 2.Ф:f3ґ.

А первой продолженной задачей признают старинную № 4.

№ 4. Г. БОЛТОН

"Chess Player's Chronicle", 1841

Мат в 7 ходов

1.Лb6? Kpc5!, и белые в цугцванге. Точнее 1.Лb7! Kpc5 2.Лb6!, и теперь в цугцванг попадают черные: Kpc4 3.Ke7 Kpc5 4.Kd5 Kpc4 5.Kc3 Kpc5 6.Ka4+ Kpc4 7.b3ґ. Второе решение с заданием мат в 6 ходов (с ладьей на b7) было найдено в 1964 г. : 1.Kd6+ Kpc5 2.Kp:e5 Kpc6 3.b3 Kpc5 4.Kc4 Kpc6 5.Ka5+ Kpc5 6.b4ґ. Получился (по отношению к первому решению) идеальный эхо-хамелеонный мат, т. е. со сдвигом матовой позиции на один ряд вверх. Заметим, что первоначально задача была опубликована со сдвигом на ряд вправо, но в ней нашлась дуаль 1.Лc7 Kpd5 2.Kf7 Kpd4 3.Ke5 Kpd5 4.Лc6 и т.д. 2...Kpe6 3.c4! Kpf6 4.Kg5 Kpg6 5.Лf7 с матом в два хода. Пешка е5 добавлена для устранения побочного решения 1.Лb7 Kpc5 2.Лc7+, и черный король получает досрочный мат в левой части доски.
№ 5. Д.УЭНРАЙТ

"American Chess Bulletin", 1910

Мат в 2 хода

А в этой задаче в каждой следующей "серии" к заданию добавляется ход. 1.b4! cb 2.C:b4ґ. Теперь с пешкой b4 получилась позиция трехходовки: 1.b5 ab 2.cb c4 3.Cb4ґ. Продвигается пешка (сейчас она на b5), добавляется и число ходов задания : 1.b6 cb 2.C:b6 a5 3.c7 a4 4.c8Kґ. С пешкой на b6 мат удается дать только на шестом ходу: 1.Kpg5 cb 2.C:b6 Kp:e6 3.c7 Kpe5 4.c8Ф Kpd6 5.Cc7ґ, 1...Kp:e6 2.bc - 3.c8Ф.

Возможны два вида продолженных задач. В первом, как, например, в №№ 3 и 5, в новой позиции невозможен ход, решавший предыдущую. В этом случае авторам удается получить и более чем два решения. Второй вид присущ задачам на цугцванг, и он допускает только две вариации.

№ 6. В.ЭНДРЕД

"Westminster Gazette", 1925

Мат в 4 хода

1.Ca2! d5 2.Cb1! d6 3.Л:d2 cd 4.c3ґ. При слоне на а2 решает 1.Cg8! d5 2.Ch7! d6 3.Kf8+ Kpe5 4.Kd7ґ. Естественно, что со слоном на g8 получилась исходная позиция, решение которой мы уже видели. Такая разновидность продолженных задач называется маятником.

Несмотря на кажущуюся простоту образования новой позиции, весьма сложно получить более двух позиций с разветвленными защитами. Чаще всего подобные задачи имеют такую игру уже в начальной позиции.

№ 7. Ф.БЕРХАУЗEН

I приз, "Essener Anzeiger", 1927

Мат в 2 хода

На любой ход черных уже все заготовлено: 1...d2 2.Л:d2ґ, 1...Kg2 2.K:f3ґ (1...c4 2.Фb6ґ, 1...Kg- 2.Ф:e5ґ), но выжидательного хода нет, и приходится менять план. 1.Л2:f3! - цугцванг, 1...d2 2.Ke2ґ, 1...Kg2 2.Л:d3ґ (1...K:f3 2.K:f3ґ). Естественно, ладьей f3 назад вернуться нельзя, и в новой продолженной задаче решает 1.Ke3! - снова цугцванг, 1...d2 2.Kc2ґ, 1...Kg2 (K:f3) 2.K:f5ґ - во второй раз меняя ответы на одни и те же защиты. Точно так же построены и следующие две задачи.
№ 8. И.ШИФМАН

I приз, "Aachener Anzeiger" , 1928

Мат в 2 хода

Вначале все заготовлено: 1...Kp:f3 2.0-0ґ!, 1...e2 2.Cd2ґ, 1...gf 2.Лh4ґ, 1...d3 2.Ф:e3ґ. Но и здесь нет выжидательного хода, поэтому после 1.Лh2! на 1...Kp:f3 следует новый мат 2.Лf2ґ. Далее не выручает возвращение ладьи на h1, так как белые потеряли право на рокировку. Правильно 1.Лd2! ed+ 2.C:d2ґ, 1...gf (e2) 2.Л:d4ґ.
№ 9. Я.ВЛАДИМИРОВ

I место, чемпионат Москвы, 1994-1995

Обратный мат в 3 хода

Иллюзорная (уже готовая) игра 1...abC 2.Фc6+ Kpd4 3.Фe4+ С:e4ґ, 1...abK 2.Kb6+ Kpd4 3.Фc3+ K:c3ґ. 1.Kb5! - 1...abC 2.Фd6+ Kpc4 3.Фd3+ C:d3ґ, 1...abK 2.Фb7+ Kpc4 3.Лc3+ K:c3ґ. 1.a4! abC 2.Фb7+ Kpc4 3.Фe4+ C:e4ґ, 1...abK 2.Фd6+ Kpc4 3.Лc3+ K:c3ґ.

Новый этап в развитии шахматных сериалов открыл проблемист из далекой Находки. Занимаясь неортодоксальными задачами на кооперативный пат, он сообразил, что их финальную позицию можно использовать как исходную для другого популярного жанра - композиций на обратный мат.

№ 10. Т. АМИРОВ

I почетный отзыв, "Probleemblad", 1962

Кооппат в 5 ходов

1.Kb6 (в задачах на кооперативный пат, как и мат, первыми начинают черные) 1...Л:d5+ 2.Cb5+ Лd3 3.Ca6 C:b6+ 4.Kpb5 Л:c3 5.f2 Cg2, и черные запатованы совместными усилиями. Теперь же надо искать обратный мат, причем также в 5 ходов. Вот как выполняется новое задание: 1.Лd3! Kpc4 2.Лe3 Kpb5 3.Лe4! Kpc6+ 4.Лc4+ Kpb5 5.Л:a4 Kp:a4ґ. Такой остроумный синтез получил название темы "Находки" .

Интересный путь нашел и немецкий композитор, увлекавшийся задачами на кооперативный мат. Он предложил продолжать выполнять прежнее задание, предварительно убрав с доски в финальной позиции матовавшую фигуру.

№ 11. В. ФИХТНЕР

"Шахматна мъсл", 1980

Коопмат в 2 хода

1.Cc6 K:g5+ 2.Kpd5 Лd2ґ. Стороны выполнили задание, но если снять белую ладью d2, то можно дальше продолжать решение. 1.Cd7 Kf7 2.Kpc6 Cg2ґ. Снимем теперь слона g2: 1.Ce6 Cb8 2.Kpd7 Ke5ґ. А теперь уберем и коня с е5: 1.Cd5 f7 2.Kpe6 feФґ. Заметьте, что черный король, как нитка за иголкой, тянется за своим слоном, а в заключительной матовой позиции обе фигуры вернулись на исходные места!

А в № 12, как ранее в № 5, в каждой последующей "серии" добавляется один ход.

№ 12. М. ГЕГЕНКОЛБЕ

"Die Schwalbe", 1998

Коопмат в 2 хода

1.Kpc7 Фe8 2.Kpd6 Фd8ґ. Снимем ферзя и будем искать мат уже в 3 хода. 1.Kpe7 d6+ 2.Kpf8 d7 3.Cg7 d8Фґ. Сейчас без белого ферзя - коопмат в 4 хода: 1.Ch8 f4 2.Kpg7 f5 3.Kpb6 Ke5 4.Cg7 K:f7ґ. Убираем коня и сооружаем матовую клетку на пятом ходу: 1.Kc5 Kpa1! 2.Ke6 fe 3.d1C! e7 4.Cdc2 e8Ф 5.Ccg6 Фe3ґ. После снятия ферзя коопмат в 6 ходов дает оставшийся "в живых" последний солдат белого короля: 1.Cf8 cb 2.Cc5 bc 3.c3 c6 4.c2 c7 5.c1C! c8Ф 6.Cg5 Фf8ґ.

И в заключение - продолженные задачи для самостоятельного решения. В № 13 - только две позиции, а в остальных - по четыре.

№ 13. М. МЮНДЕЛЬ

"Freie Presse", 1976

Мат в 2 хода

Продолженная задача

№ 14. Д. БАКЧИ

I приз, "Gazeta Czestochowska", 1975

Обратный мат в 2 хода

Продолженная задача

№ 15. Ф. АБДУРАХМАНОВИЧ

"Feenschach", 1985

Коопмат в 2 хода

Продолженная задача

Ответы

[an error occurred while processing the directive]  
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]