[an error occurred while processing the directive] | ||
[an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive]
ШАХМАТЫ ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛОШАДЕЙЯ. ВЛАДИМИРОВ, международный гроссмейстер по шахматной композиции. Не стесненный жестким противодействием партнера шахматный композитор может воплощать на доске причудливые и оригинальные комбинации и включать в замысел маневры, которые могли бы вызвать не только чисто игровые образы. В композиции очень популярны самые разнообразные геометрические идеи, когда ходы главных действующих лиц вычерчивают на доске четкие графические узоры, всегда впечатляют и запоминаются дуэли фигур. Любят шахматисты и так называемые скахографические задачи, в которых начальное расположение фигур образует какой-то рисунок, знак или символ. Сегодня речь пойдет о сюжетах, игровой подтекст которых может вызвать ассоциации с хорошо нам знакомыми реальными и мифическими представителями нашей фауны. Вот уже много лет любителей шахмат радует следующая малютка с некомплектным материалом. Хитроумные и слаженные действия тройки "рысаков", безусловно, впечатляют и создают образ характерного "танца маленьких лошадей". № 1. Г.БОЛТОН 18411.Ke4! Крf5 2.Крe3 Крe5 3.K6g5 Крf5 4.Kf3 Крg4 5.Kd4 Крh4 6.Kf5+ Крg4 7.Kg7 Крh4 8.Крf2 Крg4 9.Kg6 Крh3 10.Kf6 Крh2 11.Kf4 Крh1 12.Kf5 Крh2 13.Kg4+ Крh1 14.Kg3?. Сменяя горизонтальные узоры (после 5-го хода) на вертикальный (после 12-го), белые кони искусно загоняют в угол черного короля. В середине 50-х годов известный этюдист Гиа Надареишвили предложил тему "Мхедрули", что в переводе с грузинского означает коневая. Тема посвящена разработке четкого взаимодействия коней, позволяющего образовать вечное (или частичное) нападение на короля. На редкость изящно тема воплощена в № 2. № 2. Г.НАДАРЕИШВИЛИIII приз, "Тhemes-64", 1958 Ничья1.Kb4+ Крa5 2.Kc6+ Крa4 3.Kb6+ Крa3 4.Kc4+ Крa2, и пуанта этюда 5.Cf3!, вынуждая 5...Ф:f3 (5...Фf8+ 6.Крh7 Фf7+ 7.Крh8 Ф:c4 8.Cd5! Ф:d5 9.Kb4+ 10.K:d5 с ничьей) 6.Kb4+ Крa1 7.Kc2+ Крa2 8.Kb4+ - позиционная ничья. Нередко композиторы обращаются и к "обезьяньей " теме, суть которой в точном повторении одной из сторон маневра другой. № 3. Д.КУТЦБОРСКИЙI приз, "Deutsche
Schachblatter", 1976 Мат в 5 ходов1.Kd5! с угрозой забрать слона - 2.K:c3 - 3.Cd4?. Черные отвечают тем же - 1...Kd3! Слона приходится убирать, но точно так же поступают и черные. 2.Ca7 Ca1!, и здесь белые хитрят - 3.Kb6! Kb2!? Возникла исходная позиция, только слоны сместились на линию а, причем черный оказался перекрыт своим же конем. Белые незамедлительно используют это обстоятельство - 4.K:d7+ C:d7 5.Cd4?! № 4. К.КОККЕЛЬКОРН,Й.КОТЦ, 1911 "Festschrift AS Munchen" Мат в 4 хода1.Фf7! - 2.Kd3+ Крd1 3.Фb3?, 1...Cd5 2.Фa7 Лa4 3.Фh7! Лe4 4.Фh1?, 3...Ce4 4.Фh4?. Синтез фронтально -диагональных перемещений ферзя и тематических черных фигур, завершающийся их взаимным перекрыти ем на поле е4, впервые был украшен так называемыми критическими ходами черных (1...Cd5 и 2...Лa4). Авторы предпослали задаче девиз "Die Schwalbe" (ласточка ) с двойным подтекстом: "одна ласточка не делает весны" (с призывом к коллегам исследовать такой маневр) и графической интерпретацией "ласточкина хвоста". Позднее немецкие составители использовали девиз как название своего журнала по шахматной композиции. № 5. Т. НИСЛЬI приз, "Deutsche Мат в 6 ходов1.Лg6! - 2.Л:f6, 1...Ch8! 2.Лg7! - 3.Фc1+ Лb1 4.Фc3+ Лb2 5.Лg1?, 2...С:g7 3.Фg1+ Лb1 4.Ф:g7+ Лb2 5.Фd4! Крb1 6.Фd1?. Замысел этой задачи получил название "мышеловки " - белые загоняют в угол слона, а потом ходом 2.Лg7! защелкивают "дверцу". Этот сюжет иногда зловеще называют и "гильоти ной". № 6. Й. БРОЙЕР
| [an error occurred while processing the directive] |
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive] |