[an error occurred while processing the directive]  
[an error occurred while processing the directive]   [an error occurred while processing the directive]
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ
ШАГ НАЗАД, ИЛИ “ЛОЛИТА” И ДРУГИЕ
(№ 10, 1998 г.)

№ 7. В. НАБОКОВ. Возвращаем ход белых — d7:(К)с8Л и даем мат — d7:Ле8К5. Тема чередования взятий и превращений: К, Л, — Л, К.

№ 9. З. ОЛИВА. Берем назад последние ходы: белых — d7:(Л)с8К и черных — а2:(С)b1Л, после чего играем кооперативно: 1.Лс8-е8 d7:е8Ф 2.а2-а1С Фе8-е3 — пат! Квартет разных превращений — Л, К, Ф, С.

№ 12. Н. ПЛАКСИН. На первый взгляд эта задача-ретрактор имеет несколько различных решений. Например, возвратив ход белых b2-b3 (или с3-с4, или с2-с4), можно сыграть Лg4-h4ґ. Кроме того, казалось бы, можно вернуть назад и последний ход черных а6-а5 (или а7-а5, или b6:а5) и дать мат белому королю — Лh1:g1ґ. Однако все это лишь поверхностные ложные следы...

Прежде всего поинтересуемся балансами фигур. У черных: 14 (фигур на диаграмме) + 1 (фигура взята белой пешкой — е2:d3) + 1 (белопольный слон черных погиб на своем исходном поле с8) = 16. Поэтому белые пешки b3 и с4 могли двигаться только по своим вертикалям “b” и “с”. Обратим внимание, что поля е1 и h8 (где расположились черные слоны) одного цвета — черные. Значит, один из черных слонов — превращенный. А превратиться он мог только из пешки с7 на черном поле первой горизонтали с1 (или а1, или е1), и в любом случае для этого черной пешке с7 необходимо было произвести минимум два взятия. Следовательно, и у белых фигур общий материальный баланс тоже закрыт: 12 (на диаграмме) + 2 (взято черной пешкой с7) + 2 (взято g4:f3 и h4:g3) = 16. В этом балансе учтена и пешка h2, которая превращалась на поле h8. А пройти на поле превращения по вертикали “h” она могла только после хода h4:g3, которым был затянут большой фигурно-пешечный узел — № 12а и в который, кстати, не входит белая пешка на вертикали “с”.

№ 12а

Схема узла

Заметим, что, кроме пешки h2, у белых отсутствуют конь, ферзь и чернопольный слон. Ходом h4:g3 не мог быть взят ни ферзь, ни слон из-за нелегального шаха черному королю на h2. Значит, на g3 был взят белый конь. А жертвой другого взятия — g4:f3 — не мог быть чернопольный слон, так как поле f3 белое; на нем был взят белый ферзь. Ход b2-b3 был сделан раньше, чтобы освободить белого слона с поля с1 и вывести белую ферзевую ладью с первой горизонтали на f2 или на g4. Учитывая все эти обстоятельства при построении узла, обратимся к критической позиции:

№ 12б

Перед ходом h4:g3

1...h4:g3 — узел затянут, и начинается финальная темпоигра: 2.h3-h4 c7-c6 3.h4-h5 c6-c5 4.h5-h6 c5-c4 5.h6-h7 a7-a6 6.h7-h8C! Превращенные ферзь или ладья заматовали бы черного короля h2, а превращенный конь оказался бы слишком медлителен для продолжения темпоигры, и позиция № 12 была бы недостижима. 6...а6-а5 7.Сh8-a1 c4-c3 8.Ca3-b2! c3:b2 9.c2-c3 b2:a1C 10.c3-c4 Ca1-h8, и перед нами позиция задачи № 12. И решение ее единственно возможное: возвращаем последний ход — Са1-h8 и даем мат белому королю — Лh1:g1ґ. Любопытно, что все попытки расположить белого слона в критической позиции — не на поле а3, а на любом другом поле доски — оказываются иллюзорными: не хватит или одного темпохода у черных, или одного темпохода у белых.

Ответы на кроссворд с фрагментами
(№ 10, 1998 г.)

По горизонтали. 5. Лисица (персонаж процитированной басни “Ворона и лисица” И. Крылова). 7. Период (группа цифр, периодически повторяющаяся в десятичном выражении рационального числа). 8. Валенса (президент Польши в 1990—1995 гг.). 9. Лоханка (часть почки, строение которой показано на рисунке). 10. Базис (линия на местности, определяемая с высокой точностью и используемая при триангуляции, схема которой представлена). 13. Тукан (птица отряда дятлообразных). 15. Брамс (процитирована повесть “Любите ли вы Брамса?” Ф. Саган). 17. Фарлаф (персонаж оперы “Руслан и Людмила” М. Глинки; приведен отрывок из рондо Фарлафа). 18. Хренов (приведен отрывок из стихотворения “Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка” В. Маяковского). 19. Радий (химический элемент, символ которого приведен). 21. Акант (растение одноименного семейства, очертания которого положены в основу распространенного архитектурного орнамента). 23. Ниоба (Аполлон, античная статуя которого представлена, вместе со своей сестрой Артемидой убил всех детей Ниобы, когда та оскорбительно похвасталась своим многочисленным потомством перед Лето, матерью Аполлона и Артемиды). 25. Самокат (бытовавшее когда-то, особенно в армии, название велосипеда). 27. Столица (перевод с французского). 28. Буйвол (млекопитающее семейства полорогих). 29. Яблоня (дерево семейства розоцветных).

По вертикали. 1. Химера (морская рыба подкласса цельноголовых). 2. Павел (апостол; приведена фраза из его послания к ефесянам). 3. Шпага (спортивное оружие; при фехтовании на шпагах разрешены уколы во все части тела, кроме затылка). 4. Корона (внешняя часть солнечной атмосферы, видна при солнечном затмении, типичный снимок которого представлен). 6. Невада (штат США, карта которого представлена). 11. Захарка (так называется представленная картина А. Венецианова). 12. Стеллит (сплав, состав которого представлен). 13. Тюленин (Герой Советского Союза, один из перечисленных руководителей подпольной организации “Молодая гвардия”, действовавшей в Краснодоне в 1942 г.). 14. Коломбо (столица государства Шри-Ланка, флаг которого представлен). 15. Буфер (приспособление для смягчения ударов на транспортных средствах, строение которого пояснено схемой). 16. Сухой (основатель конструкторского бюро, в котором был создан ряд реактивных дозвуковых и сверхзвуковых истребителей, в том числе изображенный на снимке Су-29). 20. Джоуль (английский физик, открыл представленный формулой закон, определяющий количество тепла, которое выделяется в проводнике при прохождении по нему электрического тока). 22. Картуз (мужской головной убор с жестким козырьком, неформенная фуражка). 24. Бизань (нижний парус на задней мачте парусного судна). 25. Сусло (в процессе пивоварения — продукт осахаривания солода, предназначенный к сбраживанию). 26. Траян (римский император в 98—117 гг., при котором Римская империя достигла максимальных размеров, показанных на карте).


РУКОДЕЛЬНИЦЫ
(№ 9, 1998 г.)

 
Для удобства анализа изобразим графически связи расцветок шарфиков семерых учениц и отметим на этой схеме то, что известно из условия задачи.

Теперь выпишем ограничения, наложенные условием задачи, имея в виду, что голубой и зеленый цвета уже полностью распределены: голубой — у Ани и Сони, зеленый — у Насти и Оли. Даша — не синий, не голубой, не зеленый. Лена — не красный, не фиолетовый, не голубой, не зеленый. Аня — не зеленый. Соня — не зеленый. Настя — не голубой. Роза — не зеленый, не голубой. Оля — не красный, не голубой.

Теперь видно, какого цвета нет в шарфиках Ани, Розы и Лены — зеленого. Все остальные цвета в шарфиках, связанных этой троицей, встречаются лишь по одному разу. Следовательно, Лена не могла использовать желтый цвет (его выбрала Роза). На долю Лены остается единственно возможная пара цветов: синий и оранжевый. Итак, получена первая часть ответа. Будем искать, кто еще выбрал оранжевую шерсть.

С учетом полученного результата продолжим анализ расцветок шарфиков Ани и Розы.

Лена — синий + оранжевый. Роза — желтый + красный либо фиолетовый. Аня — голубой + фиолетовый либо красный. Перед нами два варианта расцветки шарфиков Ани и Розы. Допустим, что цвета, выбранные Аней, — голубой и фиолетовый. Тогда Роза — желтый + красный. Аня — голубой + фиолетовый. Отметим полученные сведения на схеме и увидим, что на шарфике Сони второй цвет — красный.

Выпишем теперь все, что известно о расцветке шарфиков четверки: Аня, Даша, Соня, Настя. Здесь использованы все цвета радуги (голубой был использован дважды).

Аня — голубой + фиолетовый. Даша — не синий, не голубой, не зеленый. Соня — голубой + красный. Настя — зеленый.

Чтобы охватить весь спектр красок, ученицы должны были использовать каждую краску лишь один раз (кроме голубой). Отсюда следует, что на шарфике Даши могут быть только желтый и оранжевый цвета, остальные исключены. Стало быть, найдена и вторая часть ответа.

Доведем до конца построение схемы. Она будет выглядеть так. 

[an error occurred while processing the directive]  
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]