[an error occurred while processing the directive]  
[an error occurred while processing the directive]   [an error occurred while processing the directive]
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ
ВОКРУГ УБИЙСТВА
(№ 11, 1998 г.)

Условия задачи позволяют сделать несколько выводов. Макфи - не жертва, не преступник. Клейтон - не судья, не жертва, не палач. Грехем - не жертва, не судья, не палач и не полисмен. Уоррен - не жертва, не свидетель, не судья и не полисмен. Форбс - либо жертва, либо убийца (как известно, убийцу повесили). Жертвой может быть и Холгейт. А судьей может быть либо Холгейт, либо Макфи. Но вариант "судья - Холгейт" отпадает, так как Холгейт по условию никогда не встречался с Уорреном (и Уоррен либо убийца, либо свидетель, либо палач). А судья в любом из этих вариантов встречался с Уорреном. Значит, судья - Макфи.

Из ограничений, которые уже известны, следует, что Уоррен либо убийца, либо палач. Но убийцей он быть не может, так как Уоррен никогда не встречался с Холгейтом, а убийца встречался со всеми, кто фигурировал в отчете, начиная с жертвы, кончая палачом. Следовательно, Уоррен - палач, а Форбс - убийца (которого палач повесил). Теперь ясно, что жертва - Холгейт (остальные варианты отпадают), Грехем - свидетель, а Клейтон - полисмен.


КОЕ-ЧТО ОБ УЧИТЕЛЯХ
(№ 10, 1998 г.)

Из условия 6 следует, что Давыдова могла учиться в одном институте либо с Алексеевым, либо с Борисовым, и другой пары, учившейся в одном институте, нет. А в условиях 1 и 3 фигурируют две разные пары. Значит, одно из утверждений 1, 3, 6 ложно, а утверждения 2, 4, 5 истинны.

Из условия 5 с учетом условия 2 следует, что Алексеев не преподает ни английский язык, ни историю, а из условия 4 следует, что химию преподает либо Алексеев, либо Борисов (тренер по боксу, конечно, мужчина). Но Борисов может преподавать только либо английский язык, либо историю (Алексеев эти предметы не преподает). Значит, химию преподает Алексеев.

Проверим теперь на достоверность условие 3. Из него следует, что в одной комнате с Алексеевым мог жить только Борисов и он должен был преподавать математику. Это противоречит уже известному выводу (Борисов преподает либо английский язык, либо историю). А к тому же по условию 5 получится, что венчаться собираются две женщины. Стало быть условие 3 ложно. Теперь, когда ясно, что условия 1 и 6 истинны, нетрудно видеть, что английский язык преподает Борисов и в паре с ним танго исполняла Давыдова, преподающая математику. На долю Карцевой остается история.


СЧАСТЛИВАЯ КУПЮРА

- Успокойтесь, старина, - рассмеялся инспектор, - все покупатели абсолютно нормальные люди. Сделаю одну подсказку: каждый из нас ни за что не купил бы купюру, предложенную другому.

- А-а, - вдруг воскликнул комиссар Босси, - я, кажется, догадался, в чем тут дело. Раз каждому из купивших подходила только одна конкретная купюра, а они отличаются только номерами, значит, секрет в их номерах.

- Верно, - согласился Борг. - Теперь осталось понять, чем этот номер был близок каждому из нас.

- Вот это-то как раз и непонятно, - огорченно развел руками комиссар.

- Вы забыли, - улыбнулся инспектор, - что позвонивший всем нам человек не знал никого из нас. Спрашивается, откуда он узнал наши телефоны?

- Карамба! - Босси даже стукнул с досады огромным кулаком по столу. - Как же я сразу не догадался! Ведь и там и тут шестизначные числа! Этот авантюрист просто звонил по номеру, обозначенному на купюре, и предлагал снявшему трубку купить всего за пять доблей уникальную купюру в один добль с таким же номером на ней. Естественно, что многие соглашались.

- Именно так, - подтвердил Борг. - Гениальный способ добывания денег из ничего. Ведь здесь годится любая бумажка в один добль.

- Как, как вы говорите, инспектор? - неожиданно воодушевился Глум, и в его глазах блеснул хищный огонек. - Подходит любая купюра?

И он тут же заторопился к выходу, на ходу доставая бумажник.

- Прошу прощения, инспектор, мне надо на минуту отлучиться. Я вспомнил про одно срочное дело.

И он выскочил за дверь под дружный хохот комиссара и инспектора.


БОЛЬШОЙ ЛАБИРИНТ
(№ 10, 1998 г.)




Первыми прошли нелегкий путь лабиринта читатели А. А. Гурьянов (Москва), А. И. Кононова (Москва), Ю. П. Казначеев (г. Шумерля), В. А. Болотюк (г. Омск) и В. О. Второв (г. Иваново) (дата отправки письма определялась по почтовому штемпелю места отправления), и тем самым мы можем поздравить их с бесплатной подпиской на первое полугодие 1999 года.

Автор лабиринта Е. Н. Билютин зашифровал название журнала "Наука и жизнь" и число 110, напоминая читателям, что к этой дате приближается основанный в 1890 году старейший научно-популярный журнал России. Надеемся, что журнал будет выходить и в 2000 году. Почему надеемся? Время такое: твердо сказать - ошибиться можно.




УДИВИТЕЛЬНЫЕ СЕРИАЛЫ

№ 13. 1.Лd6! - цугцванг, 1...Фе1 2.Фd3ґ, 1...Фе2 2.С:е2ґ, 1...Лc8+ 2.Ф:c8ґ 1...Лc6 2.Л:c6ґ, 1...Лс5 2.Фc5ґ, 1...Лd4 2.Л:d4ґ, 1...Лe4 2.Ф:e4ґ, 1...Лf4 2.Ф:f4ґ, 1...Лg4 2.Ф:g4ґ, 1...Cf-2.Ф:f1ґ, 1...Сf7 2.Ф:f7ґ, 1...Ce6 2.Ф:e6ґ, 1...Cd5 2.Ф:d5ґ, 1...a5 2.Фb5ґ, 1...b2 2.Фc2ґ. В новой позиции задачи (после вступительного хода 1.Лd6!) решает только 1.Лb7!, и вся выше показанная игра сохраняется.

№ 14. 1.c5 ed 2.cd g1Фґ, с пешкой на с5 правильно 1.c6 ed 2.Kc8 g1Фґ, если пешка на с6, то решает 1.c7 ed 2.c8K g1Фґ, и с пешкой на предпоследней линии к цели ведет 1.c8Ф еd 2.Фd8 g1Фґ.

№ 15. 1.Kpe4 c8K! 2.Kpf5 Kd6ґ, с черным королем на е4 возможно 1.Kp:d5 c8C! 2.Kp:c6 Cf3ґ, с королем на d5 решает 1.Kp:e6 c8Л! 2.Kpd7 Cg4ґ, и, наконец, с королем на е6 правильно 1.K:c6 c8Ф+ 2.Kpe7 Фe8ґ.

[an error occurred while processing the directive]  
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]